Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Азовского межрайонного прокурора в интересах Амирханашвили Г.Д. к Министерству труда и социального развития Ростовской области об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, с кассационной жалобой ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области, поступившей с делом 13 мая 2024 года, на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. Азовского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Амирханашвили Г.Д. к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Амирханашвили Г.Д. является инвалидом 2 группы бессрочно и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе, мини-ноутбуком.
При проведении прокурорской проверки исполнения Министерством труда и социального развития Ростовской области законодательства о социальной защите при обеспечении инвалидов технического средства реабилитации, установлено, что Амирханашвили Г.Д. в установленном порядке 30.03.2021 обратился в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, однако до настоящего времени Амирханашвили Г.Д. не обеспечен техническим средством реабилитации - ноутбуком. По мнению прокурора, ответчиком нарушено право Амирхинашвили Г.Д. на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", государственной программой Ростовской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 639.
С учетом уточненных исковых требований истец просил суд возложить на ответчика обязанность приобрести и предоставить Амирханашвили Г.Д. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 10.02.2021 N130.18.61/2021 техническое средство реабилитации-ноутбук.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 октября 2023г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в суд кассационной инстанции кассационной жалобе ответчиком Министерством труда и социального развития Ростовской области ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 октября 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что судами в нарушение норм материального права ошибочно сделан вывод о наличии у Минтруда области сроков обеспечения инвалидов TCP, поскольку нормы постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 направлены на обеспечение инвалидов TCP Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а не Минтрудом области (либо иным региональным исполнительным органом), за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования: Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета. Ссылка на указанное постановление не применима к рассматриваемым правоотношениям. Применение закона, не подлежащего применению, привело к принятию судами неправильных судебных постановлений об обязании минтруда области осуществить действия по выдаче Амирханашвили Г.Д. TCP, исходя из норм, распространяющихся на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, сведений о причинах неявки не представили. Уведомления вручено адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что согласно действующей индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ N.18.61/2021, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N18 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Минтруда России, определена нуждаемость Амирханашвили Г.Д. в обеспечении за счет средств бюджета Ростовской области техническими средствами реабилитации, в том числе, ноутбуком.
30.03.2021 Амирханашвили Г.Д. обратился в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации. Амирханашвили Г.Д. поставлен на учет в Министерстве труда и социального развития Ростовской области по обеспечению ноутбуком с 30.03.2021 (номер очереди 221).
Таким образом, Амирханашвили Г.Д. до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации - ноутбуком.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, постановлением Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 г. N 186 "О порядке расходования средств областного бюджета на оказание услуг инвалидам", в связи с чем пришли к выводу о том, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Амирханашвили Г.Д. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 10 февраля 2021 года N 130.18.61/2021 техническим средством реабилитации - ноутбуком, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суды исходили из конкретизированных сроков обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, определенных Правилами от 7 апреля 2008 г. N 240, а также из того, что законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определилоснования и условия предоставления инвалидам технических средств реабилитации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также полагает возможным согласиться с указанными выводами судебных инстанций с учетом следующих обстоятельств.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом согласно абзацу 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии со статьей 5 Закона N 181-ФЗ, и в целях реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15 октября 2018 г. N 639, Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 13 августа 2018 г. N 14 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение техническим средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху".
Основными приоритетами в сфере поддержки и социальной защиты инвалидов в соответствии с программой Ростовской области "Доступная среда" являются, в том числе, повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, транспорта; минимизация последствия наступления заболевания, инвалидности для человека, включая психологическое состояние граждан; осуществление разработки и реализации социальной политики в отношении инвалидов с участием самих граждан с ограниченными возможностями; обеспечение комплексного сопровождения инвалида с момента проявления заболевания до полной интеграции в обществе; повышение эффективности деятельности системы социальной защиты в указанной сфере; обеспечение инвалидов возможностью получить общее, профессиональное образование, активно включиться в культурную и спортивную жизнь исходя из их потребностей и возможностей; осуществление научно-исследовательской деятельности в области профилактики инвалидности, активное внедрение инновационных технологий в систему социальной защиты; формирование единой системы комплексного сопровождения инвалидов в социальных службах в рамках социального партнерства; реализация информационной политики, направленной на получение гражданами с ограниченными возможностями информации по вопросам, связанным с защитой их прав; взаимодействие с организациями инвалидов по вопросам, связанным с защитой прав граждан с ограниченными возможностями; организация непрерывного процесса оценки эффективности мероприятий по социальной поддержке инвалидов.
Указанные направления реализуются в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2.4 Регламента сроки выполнения административных процедур с момента подачи документов заявителем до получения заявителем результата государственной услуги не должен превышать 15 рабочих дней.
Срок предоставления услуги начинается с момента приема и регистрации Минтрудом области, МФД документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Минтруда Ростовской области 4 марта 2014 года принято постановление N 1 "Об утверждении перечня технических и тифлотехнических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидам по зрению, инвалидам по слуху".
В соответствии Перечнем N 3 технических и тифлотехнических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам с заболеванием опорно- двигательного аппарата, инвалидам по зрению, инвалидам по слуху, индивидуальная программа реабилитации или абилитации для которых разработана федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы после 1 марта 2021 г, утвержденным вышеуказанным постановлением, одним из технических средств реабилитации инвалидов является ноутбук.
При этом обязанность ответчика по предоставлению инвалиду технического средства реабилитации должна быть исполнена в разумный срок. Предоставленное техническое средство реабилитации должно обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы.
Согласно действующей индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА 10 февраля 2021 года N130.18.61/2021, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N18 ФКУ "Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Ростовской области" Минтруда России, определена нуждаемость Амирханашвили Г.Д. в обеспечении за счет средств бюджета Ростовской области техническими средствами реабилитации, в том числе, ноутбуком.
Амирханашвили Г.Д. в установленном порядке 30 марта 2021 года обратилась в Министерство труда и социального развития Ростовской области, с заявлениями о предоставлении ему технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА.
Однако Амирханашвили Г.Д. на протяжении длительного периода времени не обеспечен техническим средством реабилитации - ноутбуком в количестве 1 штука.
Поскольку Амирханашвили Г.Д. своевременно и в полном объеме не обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой, то суды пришли к правильному выводу о том, что восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ей технических средств реабилитации - ноутбуком в количестве 1 штука.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что ограниченность финансирования на меры социальной поддержки не является основанием для отказа в иске, поскольку реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений на указанные цели из областного бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре, является обоснованной.
Законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определилоснования и условия предоставления инвалидам технических средств реабилитации, при этом ни указанный Федеральный закон, ни иные приведенные выше нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не устанавливают очередность в качестве условия обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление Амирханашвили Г.Д. ТСР вне очереди приведет к ущемлению прав других инвалидов, вставших на учет ранее, повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика, правильно признаны необоснованными судом апелляционной инстанции, поскольку обеспечение ТСР инвалидов в силу действующего законодательства не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия очереди на представление такого средства, а реализация предоставленных гарантий инвалидам само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. В связи с этим у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в деле всех инвалидов.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.