Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.
судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, понуждении к совершению определенных действий, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 18 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьменко Н.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, просил суд: признать незаконным решение ответчика от 17.09.2021 N об отказе Кузьменко Н.А. в установлении досрочной страховой пенсии; обязать ответчика включить в общий страховой стаж Кузьменко Н.А. периоды трудовой деятельности с 30.05.2002 по 30.12.2013 в ООО БК "Югприват"; признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии со старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю назначить Кузьменко Н.А. досрочно страховую пенсию по старости с даты возникновения права на получение пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 15.06.2021.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2023 г. иск удовлетворен, суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе N от 17.09.2021 об отказе в установлении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю включить Кузьменко Н.А. в страховой стаж период работы в ООО БК ""Югприват" в должности менеджера по административной деятельности в период с 30.05.2002 по 30.12.2013. Также за Кузьменко Н.А. признано право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с обязанием Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю назначить Кузьменко Н.А. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15.06.2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 января 2024 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Кузьменко Н.А.
Заявитель полагает, что периоды работы Кузьменко Н.А. с 30.05.2002 по 30.12.2013 в ООО "Брокерская компания Югприват" (г.Одесса) не могли быть учтены в страховой стаж по причине отсутствия документального подтверждения из компетентных органов Украины, предусмотренного законодательством.
Согласно представленным документам стаж на соответствующих видах работ (Список 2) у истца составил 5 лет 8 месяцев 14 дней, на соответствующих видах работ (плавсостав) - 8 лет 5 месяцев 29 дней, в том числе 7 месяцев 18 дней - работа в районах Крайнего Севера. Стаж на соответствующих видах работ с учетом правил суммирования составил 14 лет 2 месяца 13 дней. Страховой стаж Кузьменко Н.А. составил 22 года 1 месяц 18 дней. Поскольку в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебных, вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородской сообщения) н имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет, решение от 17.09.2021 N об отказе в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа 25 лет является, по мнению заявителя, законным и обоснованным.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.06.2021 года Кузьменко Н.А. обратился в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением ответчика от 17.09.2021 года N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в том числе, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа (25 лет).
Пенсионным фондом по представленным истцом документам учтен стаж истца на соответствующих видах работ (Список 2) - 5 лет 8 месяцев 14 дней, на соответствующих видах работ (плавсостав) - 8 лет 5 месяцев 29 дней, в том числе 7 месяцев 18 дней - работа в районах Крайнего Севера. Стаж на соответствующих видах работ с учетом правил суммирования составляет 14 лет 2 месяца 13 дней. Страховой стаж ответчиком учтен в 22 года 1 месяц 18 дней.
Период работы Кузьменко Н.А. с 30.05.2002 года по 30.12.2013 года (г.Одесса) не учтен ответчиком в страховой стаж в связи с отсутствием документального подтверждения факта работы от компетентных органов.
Из материалов пенсионного дела следует, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе были направлены соответствующие запросы в компетентные органы Украины о подтверждении стажа и уплаты страховых взносов за период работы Кузьменко Н.А. с 30.05.2002 по 30.12.2013 в ООО "БК Югприват", однако на дату принятия решения по заявлению истца запрашиваемые документы и сведения в адрес ответчика не поступили.
Также, из материалов дела следует, что истец имеет регистрацию в г. Севастополе с 16.12.1997 и является гражданином Российской Федерации Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", в связи с чем на истца распространяются положения Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения граждан проживающих в Республике Крым на момент его вхождения в состав Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665), положения Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации", исходил из того, что в отношении истца подлежат применению положения Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации", в связи с чем посчитал возможным включить спорный период работы в страховой стаж, удовлетворив требования о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
На основании статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи и работе.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", регламентирующая, что с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с I законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 г. N 2333-0 указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию, в части правового регулирования социальной защиты; посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенною в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г, содержащие льготные условия для назначения пенсии для таких граждан, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N208- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 21 июля 2014 г. N 208- ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части I статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Часть вторая предполагает, что периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Судами первой и апелляционной инстанции указано, что достоверность внесенных в трудовую книжку истца записей сомнений не вызывает, поскольку записи удостоверены подписями должностных лиц. Записи в трудовой книжке являются последовательными, записаны, пронумерованы хронологически верно, отражают последовательно все календарные периоды работы истца, содержат реквизиты приказов работодателей о приеме и увольнении с работы. Записи в трудовой книжке на имя истца, выполненными без замечаний и исправлений.
При этом материалами дела установлено, что истец является гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, как постоянно проживающий на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, поэтому выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии права у истца на включение в его страховой стаж спорного периода работы с учетом положений положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", являются обоснованными и по существу верными.
Доводы жалобы, что период работы Кузьменко Н.А. с 30.05.2002 по 30.12.2013 в ООО БК "Югприват" без дополнительного подтверждения компетентным органами Украину не может быть включен в страховой стаж, был проверен в суде апелляционной инстанции и мотивированно отклонен.
В данном случае, судом апелляционной инстанции учтено, что работа истца в спорный период осуществлялась в г. Одессе на Украине. Иным способом получить дополнительные доказательства подтверждения периода работы истца на территории Украины не представляется возможным, отсутствие ответов на запросы пенсионного органа, не должно повлиять на объем пенсионных прав Кузьменко Н.А, которыми он наделен в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации.
В целом приведенные заявителем в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 18 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.