Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу Барановой Любови Викторовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 99 Хостинского внутригородского района г.Сочи Краснодарского края от 14 сентября 2023 года и решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 13 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Барановой Любови Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 99 Хостинского внутригородского района г. Сочи Краснодарского края от 14 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 13 ноября 2023 года, Баранова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, Баранова Л.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в её отношении по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными и необоснованными.
Законный представитель несовершеннолетней потерпевшей ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ.р.) (Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования городской округ город-курорт "адрес"), извещённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеуказанной жалобы, в установленный срок возражения на неё не представил.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Изучив с учётом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Основанием для привлечения мировым судьёй Барановой Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьёй 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ мин, ФИО1, находясь по адресу: "адрес", нанесла опекаемой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, телесные повреждения, причинившие физическую боль, но не повлёкшие последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Мировым судьёй Баранова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился, оставив вышеуказанное постановление мирового судьи без изменения, жалобу Барановой Л.В. - без удовлетворения.
Вместе с тем решение судьи районного суда законным признать нельзя в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии участников производства по делу об административном правонарушении. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, нарушаются предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишённых возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители (часть 1).
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (часть 2).
Законные представители физического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц (часть 4).
Согласно статье 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.В соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 7 и пункта 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
В соответствии с частями 1-3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинён физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При этом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, потерпевшей по делу признана несовершеннолетняя Полухина В.С, законным представителем которой является орган опеки и попечительства в лице Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования городской округ города-курорта Сочи.
Вместе с тем, 13 ноября 2023 года в судебном заседании при рассмотрении жалобы Барановой Л.В. на вынесенное мировым судьёй постановление по делу об административном правонарушении законный представитель несовершеннолетней потерпевшей Полухиной В.С. участия не принимал, при этом какие-либо сведения об извещении законного представителя (органа опеки и попечительства) о времени и месте рассмотрения дела в материалах дела отсутствуют, следовательно, право потерпевшего на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении районным судом не было обеспечено, что исключило возможность законного представителя потерпевшего знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать судебное решение по данному делу, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае судьёй районного суда было проигнорировано требование статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающее, что порядок пересмотра не вступивших в законную силу постановлений аналогичен рассмотрению дела по существу.
Допущенные нарушения являются существенными, поскольку повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, в связи с чем решение судьи районного суда законным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 13 ноября 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
Учитывая, что основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения явились допущенные судьёй районного суда процессуальные нарушения, доводы жалобы Барановой Л.В. не подлежат рассмотрению судьёй Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку должны быть проверены и оценены судьёй районного суда при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении судье районного суда необходимо учесть изложенное, устранить допущенные при рассмотрении дела нарушения и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 13 ноября 2023 года, вынесенное в отношении Барановой Любови Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края на новое рассмотрение.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, что лишило законного представителя потерпевшей возможности участвовать в процессе. В связи с этим решение районного суда отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение с указанием на необходимость устранения нарушений и обеспечения прав всех участников.