Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии при Администрации Сальского района Ростовской области ФИО5.на вступившие в законную силу решение судьи Сальского городского суда Ростовской области от 06 декабря 2023 года и решение судьи Ростовского областного суда от 30 января 2024 года, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.4.4 Областного закона от 25.10.2002 N273 - ЗС "Об административных правонарушениях", о прекращении производства по делу
УСТАНОВИЛ:
постановлением Административной комиссии при Администрации Сальского района Ростовской области от 19 октября 2023 года Поздняя И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.4 Областного закона Ростовской области N273- ЗС от 25 октября 2002 года "Об административных правонарушениях", и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Сальского городского суда Ростовской области от 06 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 30 января 2024 года, постановление административного органа от 19 октября 2023 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Поздней И.А. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает на то, что вина Поздней И.А. в совершении инкриминируемого ей правонарушения подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении, в котором Поздняя И. А согласилась с выявленным нарушением и обязалась его устранить.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 4.4 Областного закона Ростовской области N 273-3C от 25 октября 2002 г. "06 административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных областным законом, иными нормативными правовыми актами Ростовской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка и правил охраны зеленых насаждений в населенных пунктах.
Как следует из постановления административного органа, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" выявлено, что Поздняя И.А. в нарушение п. 9 Правил охраны и содержания зеленых насаждений на территории Сальского городского поселения, утвержденных постановлением Администрации Сальского городского поселения от 11 июля 2019 года N 350, произвела посадку среднерослого дерева (можжевельник колоновидный, слива колоновидная), не соблюдая допустимое расстояние от межи (деревья находятся в 80 см от стены соседнего дома).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Поздней И.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.4 Областного закона Ростовской области N 273-ЗС от 25 октября 2002 года "Об административных правонарушениях".
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Судья городского суда, прекращая производство по делу, исходил из того, что собранными по делу доказательствами не доказан факт совершения Поздней И.А. вмененного ей правонарушения, поскольку в подтверждение факта совершения Поздней И.А. вмененного ей правонарушения административным органом представлены, в том числе, фотографии, из которых с достоверностью невозможно установить обстоятельства совершения ею правонарушения, на которые ссылается должностное лицо, вынесшее постановление, в том числе определить род зеленых насаждений, давности посадки. Специалист для определения сорта деревьев не привлекался. Иных доказательств, в том числе опрос соседей в качестве свидетелей и самой Поздней И.А. в материалы дела не представлены.
Поскольку каких-либо бесспорных доказательств совершения Поздней И.А. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.4 Областного закона от 25.10.2002 N273-ЗС "Об административных правонарушениях", при возбуждении дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения по существу не получено, пришел к выводу, что постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку согласие Поздней И.А. с вмененным ей правонарушением, содержащееся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие иных доказательств не может быть достаточным и достоверным доказательством, подтверждающими вину Поздней И.А. в совершении административного правонарушения, вопреки доводам жалобы, представляется верным вывод нижестоящих инстанций о недоказанности административным органом обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление от 19 октября 2023 года о привлечении Поздней И.А. к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что вина Поздней подтверждается показаниями специалиста отдела правовой работы Администрации Сальского городского поселения ФИО3, а также представленными им фотографиями, которые невозможно идентифицировать как соотносимые к исследуемому событию административного правонарушения, судья суда кассационной инстанции полагает несостоятельными.
Судья в любом случае оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства, в том числе протокол по делу об административном правонарушении, не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу названной нормы представляется верным вывод о том, что достаточность доказательной базы, на основании которой возможно принять решение о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения определяет судья и должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 названного Кодекса в ее нормативном единстве со статьей 26.11 судья истребует доказательства, вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в статье 26.1 Кодекса.
Однако, административная комиссия с позиции достаточности и достоверности собранной по делу доказательной базы, не оценила совокупность материалов дела, представленных в материалы дела в качестве источников доказательств наличия события и состава административного правонарушения, не раскрыла виновные действия лица, в отношении которого ведется производство по делу в объеме, позволяющем, квалифицировать ее действия в качестве административного правонарушения, не назвала когда и какие нормы закона это лицо нарушило под угрозой административной ответственности, и в силу каких норм права, лицо должно нести административную ответственности за обстоятельства, которые имели место, возможно, до установления обязательных правил и норм.
В этой связи, представляется верным и обоснованным вывод о том, что доводы жалобы основаны на несогласии заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, влекущие отмену состоявшихся судебных актов.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судьей учтено, что представленные свидетелем фотографии, сделанные ДД.ММ.ГГГГ, выполнены после принятия Административной комиссией решения и после указания суда о том, что в деле отсутствуют замеры и акт осмотра, в подтверждение фактов указанных в протоколе. Фотосъемка с использованием рулетки проводилась с соседнего участка, без участия Поздней И.А, без ее согласия, на фото невозможно определить, что снималось, поскольку никаких деревьев на фото не имеется, в том числе спиленных.
При таких обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление от 19 октября 2023 года о привлечении Поздней И.А. к административной ответственности.
Кроме того, исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Судья кассационного суда полагает, что нарушений при рассмотрении жалобы судьей районного суда допущено не было, процессуальные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьями применены правильно, компетентно названы нарушения норм права, допущенные должностным лицом административного органа, и умаляющие принципы законодательства об административных правонарушениях, регламентирующих основные требования, предъявляемые к производству по делам об административных правонарушениях, и имеющих значение для правильной организации производства по делам об административных правонарушениях, что квалифицируется как фундаментальные, поскольку нарушают структурно упорядоченное единство системы принципов, закрепленных в законодательстве об административных правонарушениях либо вытекающих из его содержания взаимосвязанных и взаимодействующих требований.
Субъективный взгляд на обстоятельства дела, собственное усмотрение на доказанность важных и значимых обстоятельств с позиции правового подхода заявителя к принятию и признанию тех или доказательств надлежащими и достаточными, и сформированного вне положений норм права, в определении и верном применении которых, компетентен судья, не может быть основанием для вывода о том, что допущены существенные нарушения при постановлении судебных постановлений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Сальского городского суда Ростовской области от 06 декабря 2023 года и решение судьи Ростовского областного суда от 30 января 2024 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.4.4 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N273 - ЗС "Об административных правонарушениях" о прекращении производства по делу, оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии при Администрации Сальского района Ростовской области ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административный орган не представил достаточных доказательств вины лица в совершении правонарушения, связанного с нарушением правил охраны зеленых насаждений. В результате, нижестоящие судебные инстанции обоснованно прекратили производство по делу, отменив ранее вынесенное постановление о привлечении к ответственности.