Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сельской администрации Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай, поданную 7 мая 2024 г, на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 24 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 14 марта 2024 г, по административному делу N 2а-2036/2023 по административному исковому заявлению Меркулова Антона Андреевича о признании незаконным решения Сельской администрации Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя администрации Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай Типикина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Назарова Е.В, возражавшего в удовлетворении кассационных жалоб,
УСТАНОВИЛА:
Меркулов А.А. обратился в Майминский районный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ администрации Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай в предоставлении в аренду земельного участка; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование требований указано, что 19.05.2023 Меркулов А.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, местоположение: "адрес", "адрес", для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Решением от 09.08.2023 в предоставлении земельного участка без проведения торгов отказано, по причине того, что он не является малоимущим, не имеет права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.
Отказ полагает незаконным, нарушающим его права, поскольку является "данные изъяты", признан и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 24.11.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 14.03.2023, административные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и представленных дополнениях Администрация Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы, повторяя позицию, изложенную ранее, указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая правовая оценка предоставленному административным истцом уведомлению (N 4290 от 03.05.2023) о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе: имеется ли в собственности административного истца жилое помещение, либо жилое помещение предоставлено по договору социального найма, или договору найма от третьего лица, соответствует ли площадь жилого помещения установленным нормативам, нуждается ли заявитель в улучшении имеющихся жилищных условий, либо предоставлении иного жилого помещения. Настаивает, что заявителем не были выполнены мероприятия, предусмотренные статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Обращают внимание на то, что распоряжением администрации МО "Майминский район" от 28.04.2023 N 288-р Меркулов А.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Меркуловым А.А, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 приведенной статьи.
Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке установлено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.
Статьей 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Судами установлено, Меркулов А.А, 04.02.2002 г.р, является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно.
Распоряжением Администрации МО "Майминский район" от 28.04.2023 N 288-р Меркулов А.А, в составе семьи 1 человек, признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
19.05.2023 Меркулов А.А. обратился в Администрацию Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 500 кв.м, местоположение: "адрес" для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Обращаясь в Администрацию Манжерокского сельского поселения с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N Меркулов А.А. предоставил справку МСЭ об установлении инвалидности и уведомление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В письме Администрации от 31.05.2023 N указано, что в соответствии с положениями статьи 39.18 ЗК РФ по истечении 20 дней со дня подачи Меркуловым А.А. заявления будет подано извещение в общественно-политическую газету "Сельчанка в Майминском районе" о возможном предоставлении земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес". Указано, что заявитель с полным текстом извещения может ознакомиться в газете "Сельчанка в Майминском районе.
Прокурором Майминского района, по результатам обращения Меркулова А.А, 18.07.2023 и.о. главы администрации Манжерокского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений и необходимости повторно рассмотреть заявление Меркулова А.А. от 19.05.2023.
14.08.2023 Меркулов А.А. повторно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов указанного земельного участка.
Письмом Администрации от 09.08.2023 N в предоставлении Меркулову А.А. испрашиваемого земельного участка отказано, с указанием на отсутствие оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку Меркулов А.А. не относится к категории граждан, указанных в статье 49 ЖК РФ. Указано, что инвалиды должны быть признаны и нуждающимися в жилом помещении и малоимущими. Соответственно, Меркулов А.А. не отнесен к лицам, которые в соответствии с земельным законодательством имеют право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами материального права, установив, что Меркулов А.А, являющийся инвалидом второй группы, был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, распоряжение Администрации МО "Майминский район" не оспорено, незаконным не признано, пришел к выводу о незаконности отказа в предоставлении Меркулову А.А. земельного участка в аренду без проведения торгов по изложенным в нем основаниям, возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Меркулова А.А.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, проверяя законность решения, с выводами районного суда согласилась, указав, что иные изложенные административным ответчиком обстоятельства, которые не являлись основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судами установлены полно и правильно.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку нарушение судами норм материального права при оценке законности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, не подтверждают, основаны на неправильном толковании заявителем законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права при разрешении заявленных требований не допущено, кассационная жалоба администрации Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 24 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 14 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.