Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Республики Алтай, поданное 7 мая 2024 года, на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 8 февраля 2024 года
по административному делу N 2а-2031/2023 по административному исковому заявлению прокурора Майминского района Республики Алтай к Администрации МО "Майминский район" о признании незаконным бездействия, понуждении сформировать земельные участки для льготной категории граждан, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения прокурора Самойлова А.А, просившего удовлетворить кассационное представление, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Майминского района Республики Алтай (далее-прокурор) обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Майминский район" о признании незаконным бездействия по формированию земельных участков для предоставления льготной категории граждан и понуждении сформировать земельные участки для предоставления лицам, относящимся к льготной категории граждан и состоящих на учете в качестве нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу, указывая, что на территории Майминского района на учете как льготная категория граждан для однократного предоставления в собственность земельного участка состоит 1179 человек. Отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков и непредоставление имеющихся земельных участков гражданам свидетельствует о том, что состоящие на учёте граждане не могут реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка, а ответчик не принял все необходимые меры в том объеме, чтобы обеспечить потребности в бесплатном предоставлении земельного участка льготной категории.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 31 октября 2023 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 8 февраля 2024 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
Прокурор просит судебные акты отменить, направить спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов прокурор указывает, что в силу п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 68-РЗ определено, что однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства молодым семьям, возраст супругов которых не превышает 35 лет и гражданам, являющимся ветеранами боевых действий, не имеющим и не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа.
Бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа в Республике Алтай, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых не позднее последнего дня каждого квартала утверждает уполномоченный орган (ст. 6).
Со ссылкой на названные нормы кассатор настаивает на том, что законодателем не определено конкретное количество подлежащих предоставлению земельных участков данным категориям граждан (10, 20, 100 или 500 в год, в месяц или в неделю), однако, определено, что администрация обязана их сформировать и предоставить каждому состоящему на учете земельный участок бесплатно в собственность.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела в очереди на бесплатное предоставление земельных участков в администрации МО "Майминский район" состояло 1009 граждан, что составляет 1/5 от очередности всего региона Республики Алтай.
Прокурор указывает, что на сегодняшний день 889 граждан льготной категории не реализовали свое право на получение земельных участков.
По информации администрации района в 2024 году планируется предоставление 100 земельных участков гражданам, состоящим на учете на бесплатное предоставление земельных участков с 2011-2012 ГГ, однако несмотря на остро существующую проблему в данной сфере и большое количество граждан, состоящих на учете, дополнительные средства в бюджете для формирования земельных участков не предусматриваются.
В 2023 году предоставлено 100 земельных участков, однако бездействие администрации района по мнению прокурора выражается в том, что на постоянной основе работа по формированию и предоставлению земельных участков не проводится, она носит разовый и не комплексный подход, как правило, только после вмешательства прокурора.
В суде апелляционной инстанции прокурором суду представлялась общедоступная информация, размещённая на официальном сайте Минэкономразвития РА, а именно таблицы, отражающие количество предоставленных земельных участков и количество граждан, состоящих на учете, из которых следует, что после отклонения иска прокурора (с октября 2023 года по январь 2024 года) в Майминском районе не предоставлено ни одного земельного участка, после принятия судом апелляционного определения администрация также продолжила бездействовать - по март 2023 года включительно земельные участки не предоставлялись.
Прокурор настаивает на том, что администрацией МО "Майминский район" не приняты все меры в том объеме, чтобы обеспечить потребности лиц льготной категории в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, а граждане льготной категории фактичекски оставлены без судебной защиты.
Прокурор настаивает на том, что суд апелляционной инстанции не выяснил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, вопреки ходатайству прокуратуры, судом не истребованы из администрации района исчерпывающие сведения о количестве свободных земель в муниципальном образовании, при этом прокурор такие доказательства самостоятельно представить не мог, так как не является их держателем.
Прокурор настаивает на том, что из общедоступных данных следует, что площадь района составляет более 1 285 квадратных километров при населении всего 34 тыс. человек, проживающих в 25 селах. Согласно Уставу МО "Майминский район" общая площадь земель в районе составляет 128 599 гектаров (статья 5).
По утверждению прокурора на одном гектаре можно образовать до 10 земельных участков, следовательно, для исполнения требований закона администрации достаточно выделить для этого примерно 90 гектар земель, что составляет лишь 0, 07 % от общего земельного фонда.
В судебном заседании прокурор просил удовлетворить кассационное представление.
Иные лица, участвующие в деле явку в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле иных лиц, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами допущены.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация МО "Майминский район" регулярно проводит работу по формированию земельных участков для предоставления льготным категориям граждан, поэтому отсутствуют основания для вывода о допущенном ответчиком незаконном бездействии. Само по себе наличие очереди для предоставления земельных участков не может свидетельствовать о допущенном незаконном бездействии.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Отказывая в удовлетворении иска суды исходили из следующих нормативных положений и фактических обстоятельств по спору.
Подпунктами 6, 7 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Алтай принят Закон от 10 ноября 2015 года N68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", которым регулируются вопросы бесплатного обеспечения граждан земельными участками для строительства индивидуальных жилых домов.
Так образование и предоставление земельных участков гражданам в соответствии с настоящим Законом осуществляется с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" (ч.З ст. 1 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 годаN68-РЗ).
Статьей 3 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N68-РЗ определены категории граждан, которым земельные участки могут однократно бесплатно предоставляться в собственность.
Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа в Республике Алтай, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с федеральным законодательством (далее - уполномоченный орган), раздельно по каждой категории граждан, указанной в ч.1 ст.З указанного Закона.
Статьей 6 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N68-РЗ установлено, что: Бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа в Республике Алтай, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых не позднее последнего дня каждого квартала утверждает уполномоченный орган.
Информация о сформированных земельных участках размещается на официальном интернет-сайте муниципального образования (при его наличии) в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационном стенде уполномоченного органа (ч.1); Количество земельных участков, предлагаемых к предоставлению из перечня, для каждой категории граждан рассчитывается пропорционально отношению количества граждан, стоящих на учете в каждой категории граждан, к общему количеству граждан, стоящих на учете во всех категориях граждан. В случае, если при расчете количества предоставляемых земельных участков отдельной категории граждан предусматривается предоставление менее одного земельного участка, количество предоставляемых земельных участков равно единице (ч.1.1); Решение о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность принимается уполномоченным органом не позднее 30 календарных дней со дня утверждения перечня (ч.2); Для принятия решения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган повторно рассматривает заявления граждан, поставленных на учет в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка (ч.З); Бесплатное предоставление земельных участков в собственность осуществляется в порядке очередности постановки на учет раздельно по каждой категории граждан, указанной в ч.1 ст. 3 настоящего Закона. В случае наличия нескольких земельных участков предоставление земельных участков осуществляется в порядке возрастания кадастрового номера (ч.б).
Согласно ст. 6.1 Закона Республики Алтай "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых формирует и утверждает уполномоченный орган местного самоуправления сельского поселения в Республике Алтай. Уполномоченный орган местного самоуправления сельского поселения направляет перечень земельных участков в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня получения перечня сельского поселения осуществляет действия в соответствии с ч.З ст.6 настоящего Закона и направляет в уполномоченный орган местного самоуправления сельского поселения список граждан, поставленных на учет в порядке очередности, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность. Уполномоченный орган местного самоуправления сельского поселения не позднее 5 рабочих дней со дня получения списка граждан осуществляет подготовку распоряжения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.
Статьей 7 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N68-РЗ установлено, что бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Алтай, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых формирует и утверждает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Алтай в сфере земельных отношений. Орган исполнительной власти направляет перечень земельных участков в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня получения перечня земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Алтай осуществляет действия в соответствии с ч.З ст. 6 настоящего Закона и направляет в орган исполнительной власти список граждан, поставленных на учет в порядке очередности, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность. Орган исполнительной власти не позднее 5 рабочих дней со дня получения списка граждан осуществляет подготовку распоряжения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.
Согласно ст. 7.1 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N68-РЗ: Бесплатное предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", в собственность для индивидуального жилищного строительства осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых формирует и утверждает орган исполнительной власти; Орган исполнительной власти направляет перечень земельных участков в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка; Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня получения перечня земельных участков осуществляет действия в соответствии с частью 3 статьи 6 настоящего Закона и направляет в орган исполнительной власти список граждан, поставленных на учет в порядке очередности, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность; Орган исполнительной власти не позднее 5 рабочих дней со дня получения списка граждан, указанного в части 3 настоящей статьи, осуществляет подготовку распоряжения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Апелляционная инстанция указала, что порядок формирования и осуществления учета земельных участков, постановки на учет граждан, предоставления участков льготной категории граждан определен законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации - Республики Алтай не ограничен срок совершения указанных действий.
Поддерживая позицию суда первой инстанции суд апелляционной инстанции исходил из того, что требования прокурора фактически направлены на изменение положения закона субъекта Российской Федерации, поскольку указано на возложение обязанности на органы местного самоуправления с установлением срока их выполнения, не предусмотренные нормативными правовыми актами (определение конкретных сроков формирования земельных участков, для предоставления всем льготным категориям граждан, состоящим на учете по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка, не учитывая установленную законом возможность формирования земельных участков иными субъектами рассматриваемых правоотношений).
Судом первой инстанции установлено, что на дату рассмотрения дела в очереди на бесплатное предоставление земельных участков состоит 1009 человек, из них многодетных семей - 171, молодые семьи - 605, граждане, являющиеся ветеранами боевых действий - 121, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов - 112, т.е. общее количество граждан состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков значительно снизилось.
Согласно материалам дела с целью формирования земельных участков администрация МО "Майминский район" в пределах своей компетенции распоряжениями утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, заключает муниципальные контракты на оказание услуг по проведению кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, подготовке актов обследования и выноса межевых знаков в натуру. Такие муниципальные контракты заключены: 29 марта 2019 года с ООО "Геопрофф", 10 марта 2020 года - с ООО "Авалон Риэлт", 30 марта 2020 года - с ООО "Геоплан", 29 марта 2021 года и 13 сентября 2021 года - с ИП Афанасьевой М.А, 25 апреля 2022 года - с ООО "Кордан", 14 марта 2023 года - с ООО "Монолит-Риэлт".
В 2018 году административным ответчиком для льготной категории граждан сформировано и бесплатно предоставлено 80 земельных участков в селах Озерное, Подгорное, Майма. В 2019 года -108 земельных участков, в 2021 году - 5 земельных участков, в 2022 году - 80 земельных участков, в 2023 году - 100 земельных участков.
Отказывая в иске суд первой инстанции, чья позиция поддержана судом апелляционной инстанции, исходил из того, что количество земельных участков, сформированных органом местного самоуправления в целях предоставления льготной категории граждан, обусловлено необходимостью соблюдения процедуры формирования таких участков, в том числе переводом земельных участков из одной категории в другую, проведением аукциона на право заключения муниципального контракта.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции также исходил из того, что заявляя административные исковые требования, прокурор обосновывал их невыполнением Администрацией в полной мере необходимого комплекса мер а не неисполнением (уклонение от исполнения) возложенных обязанностей, бездействие предполагает отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Законом.
По мнению суда апелляционной инстанции недостижение административным ответчиком соответствующего результата в виде стопроцентного обеспечения всех состоящих на учете граждан льготной категории вопреки доводам прокурора, само по себе не свидетельствует его бездействии. Возложение на органы местного самоуправления обязанности сформировать необходимое количество земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления льготным категориям граждан, повлечет значительные траты бюджета муниципального образования, при этом утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.2 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131- ФЗ).
Также из положений п.1 ст.8 ЗК РФ следует, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов).
В силу ч.17 ст.24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и ст.ст. 9, 25 ГрК РФ, включающими процедуры согласования с уполномоченными и органами, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Апелляционная инстанция со ссылкой на названные нормы указала, что перевод земель осуществляется путем изменения границ населенных пунктов посредством внесения изменений в генеральный план соответствующего населенного пункта, что отнесено к полномочиям представительного органа местного самоуправления (ст. 24 ГрК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п.7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно п.1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами гл. 4 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Согласно ч. 1, п. 4 ч. 2 с. 36 ГрК РФ, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления (ст.ст.1, 32, 33 ГрК РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции понуждение судом органов местного самоуправления к совершению указанных действий является ограничением их прав на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Поддерживая позицию суда первой инстанции со ссылкой на названные нормы суд апелляционной инстанции исходил из того, что бездействия по формированию земельных участков для предоставления состоящим на учете гражданам в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков не допущено, администрацией предпринимаются необходимые меры по формированию земельных участков из земель, полномочиями по распоряжению которыми обладает ответчик, и предоставление их в собственность бесплатно льготной категории граждан в соответствии с очередностью, следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Судами не учтено следующее
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов суды ограничились только констатацией того, что исследованные в судебном заседании доказательства позволяют прийти к выводу о том, что Администрация МО "Майминский район" регулярно проводит работу по формированию земельных участков для предоставления льготным категориям граждан, в связи с чем суд не установилоснований для вывода о допущенном ответчиком незаконном бездействии, указав, что количество земельных участков, сформированных органом местного самоуправления в целях предоставления льготной категории граждан обусловлено необходимостью соблюдения процедуры формирования таких участков, в том числе переводом земельных участков из одной категории (земли сельхозназначения) в другую (для ИЖС), проведением аукциона на право заключения муниципального контракта.
Задачами административного судопроизводства являются в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ), достижение которых невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается в принятии предусмотренных названным Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Подход судов при рассмотрении настоящего дела целям и задам административного судопроизводства не отвечает, поскольку суды ограничившись только констатацией мероприятий, осуществляемых ответчиком, не оценив эффективность данных мероприятий, а эффективность мероприятий, входит в предмет доказывания по данной категории споров, поскольку именно эффективность принятых необходимых мер может свидетельствовать об отсутствии бездействия органов власти и управления по решению социально значимых вопросов, суд не воспользовавшись своей активной ролью не истребовал из администрации района исчерпывающие сведения о количестве свободных земель в муниципальном образовании, при этом как указывает прокурор такие доказательства он самостоятельно представить не мог, так как не является их держателем.
Засуживают внимания доводы прокурора о том, что из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела в очереди на бесплатное предоставление земельных участков в администрации МО "Майминский район" состояло 1009 граждан, что составляет 1/5 от очередности всего региона Республики Алтай, на сегодняшний день 889 граждан льготной категории не реализовали свое право на получение земельных участков, по информации администрации района в 2024 году планируется предоставление 100 земельных участков гражданам, состоящим на учете на бесплатное предоставление земельных участков с 2011-2012 ГГ, однако несмотря на остро существующую проблему в данной сфере и большое количество граждан, состоящих на учете, дополнительные средства в бюджете для формирования земельных участков не предусматриваются.
В 2023 году предоставлено 100 земельных участков, однако бездействие администрации района по мнению прокурора выражается в том, что на постоянной основе работа по формированию и предоставлению земельных участков не проводится, она носит разовый и не комплексный подход, как правило, только после вмешательства прокурора.
Данные доводы также не получили должной правовой оценки.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Поскольку спор рассмотрен формально, не установлены и не оценены юридически важные обстоятельства, входящие в предмет доказыванию по делу, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому при новом рассмотрении следует установить и оценить обстоятельства, указанные судом кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 8 февраля 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.