Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Васильевой Галины Федоровны, поданную 13 мая 2024 г, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Красноярскому краю, поданную 5 июня 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 28 марта 2024 г, по административному делу N 2а-3661/2023 по административному исковому заявлению администрации г. Норильска Красноярского края о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю).
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения заинтересованного лица Васильевой Г.Ф. и представляющего её интересы Петрова А.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Норильска Синяковой И.В, возражавшей в удовлетворении кассационных жалоб,
УСТАНОВИЛА:
администрация г. Норильска обратилась в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Красноярскому краю, выразившиеся в невнесении изменений в Единый государственный реестр объектов недвижимости (далее - ЕГПН); возложении обязанности внести изменения в ЕГРН о прекращении права собственности Васильева Г.Ф. и Васильевой Г.Ф. на здание " "данные изъяты"" с кадастровым номером N; о возложении обязанности снять ограничения прав на указанный объект недвижимости.
В обоснование требований указано, что Арбитражным судом Красноярского края принято решение от 09.06.2015 по делу N А33-24743/2014 о сносе Васильевым Г.Ф. строения площадью 2 712, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", частично на земельном участке с кадастровым номером: N, а частично - на землях государственная собственность на которые не разграничена. Судом установлено, что данный объект был возведен в результате реконструкции здания " "данные изъяты"", площадью 1120, 1 кв.м, с кадастровым номером N. Указывают, что решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки является основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности на самовольную постройку. Решение не направлено в регистрирующий орган в установленном законов порядке для внесения записи о прекращении права собственности на самовольную постройку. По сведениям ЕГРН право собственности на самовольную постройку сохранилось.
На основании заявления Администрации г. Норильска заверенная копия решения была направлена в Управление Росреестра по Красноярскому краю. Для исполнения решение суда Администрация г. Норильска обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о внесении изменений в сведения о прекращении прав собственности на объект.
Письмом Управления Росреестра по Красноярскому краю от 25.07.2023 N сообщено об отсутствии оснований для внесения сведений о прекращении прав на объект.
Решение Управления Росреестра по Красноярскому краю полагают незаконным, основанным на нормах права, не подлежащих применению.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14.11.2023 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 28.03.2024, решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14.11.2023 отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Красноярскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права, настаивает на оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывают, что поступившее обращение от 11.07.2023 с просьбой прекратить право собственности на объект недвижимого имущества во исполнение судебного акта рассмотрено. По результатам рассмотрения обращения дать письменный ответ в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направлен ответ, в котором разъяснены порядок осуществления учетно-регистрационных действий на основании судебного акта о сносе самовольной постройки. Административным истцом не соблюдена предусмотренная законом процедура подачи документов, а также принимая во внимание, что на обращение дан ответ, настаивают, что Управлением Росреестра по Красноярскому краю не допущено бездействие. Кроме того, указывают, что в целях исполнения судебного акта о сносе самовольной постройки осуществляется снос такой постройки с фиксацией в акте обследования факта прекращения существования объекта, после чего Управление Росреестра по Красноярскому краю осуществляет учетно-регистрационные действия по снятию здания с кадастрового учета и прекращению права собственности.
В кассационной жалобе и представленных дополнениях заинтересованное лицо Васильева Г.Ф. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с судебным актом суда апелляционной инстанции. Указывает, что апелляционным определением она фактически лишена имущества. Ссылается на нарушение принципов состязательности и равноправия сторон, несоблюдение требований об оценке доказательств. Правового обоснования по несогласию с оспариваемым судебным актом кассационная жалоба, а также доводы о том, в чем выражено нарушение требований процессуального закона кассационная жалоба и представленные дополнения не содержат.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованное лицо и её представителя, обсудив доводы кассационных жалоб и дополнений, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено, и следует из материалов дела, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о регистрации права общей долевой собственности в размере 1/2 доли за каждым - Васильевой Галиной Федоровной и Васильевым Григорием Федоровичем на здание " "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, который присвоен 02.09.2014.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2015 по делу N А33-24743/2014 на Васильева Г.Ф. возложена обязанность осуществить снос самовольного строения, площадью 2 712, 6 кв.м, по адресу: "адрес", частично на земельном участке с кадастровым номером: N, а частично - на землях государственной собственности. Решением установлено, что спорный объект возведен в результате реконструкции здания " "данные изъяты" площадью 1 120, 1 кв.м, с кадастровым номером N
На основании заявления Администрации г. Норильска от 18.04.2023 28.04.2023 Арбитражным судом Красноярского края в Управление Росреестра по Красноярскому краю направлена копия указанного судебного акта, которая получена Управлением Росреестра по Красноярскому краю 02.05.2023.
Администрация г. Норильска Красноярского края обратилась 11.07.2023 в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о прекращении права собственности Васильевых на здание " "данные изъяты" площадью 1 120, 1 кв.м, с кадастровым номером N в ЕГРН на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2015.
На заявление Управлением Росреестра по Красноярскому краю дан ответ от 25.07.2023 N с указанием на необходимость предоставления акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости в силу статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Установлено также, что на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-24743/2014, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Норильску от 17.08.2015 возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника Васильева Г.Ф. с предметом исполнения: снос строения.
На основании акта от 22.11.2021 составленного судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Норильску, согласно которому должник Васильев Г.Ф. снес самовольное возведенное строение площадью 2712, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", частично на земельном участке с кадастровым номером N, земельный участок передан представителю администрации г. Норильска, постановлением от 22.11.2021 исполнительное производство N N в отношении должника Васильева Г.Ф. было окончено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
На основании заявления Администрации г. Норильска от 10.06.2022 постановлением заместителя старшего судебного пристава МОСП по г. Норильску ри 19.08.2022 постановление об окончании исполнительного производства N-ИП от 22.11.2021 отменено, исполнительное производство возобновлено.
Полагая, что Управлением Росреестра по Красноярскому краю допущено бездействие, выразившееся в невнесении сведений о прекращении прав собственности на указанное здание, Администрация г. Норильска обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Отменяя решение районного суда, которым в удовлетворении требований было отказано, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что основания для отказа во внесении записи в ЕГРН о прекращении права собственности на самовольную постройку на основании вступившего в законную силу решения суда о сносе самовольной постройки отсутствовали, требование административного ответчика о предоставлении акта обследования, подтверждающего снос самовольной постройки на нормах права не основано, что явилось основанием для признания бездействия незаконным и возложения на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о прекращении права собственности Васильева Г.Ф. и Васильевой Г.Ф. на спорное здание.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда, полагает доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из: реестра объектов недвижимости (пункт 1); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места) (пункт 7.4).
В силу пункта 3 части 3 статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи).
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда установлены статьей 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о сносе самовольной постройки (если сведения о такой постройке содержатся в Едином государственном реестре недвижимости) является основанием для подготовки после сноса такой постройки акта обследования здания или сооружения, снятия таких здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на них.
В силу части 9 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случаях, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи, вправе обратиться, в том числе уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов (пункт 3).
Требования к акту обследования, который подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, установлены статьей 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 установлены форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 установлен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов.
Статьей 107 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, в части 4 которой указано, что снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.
Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи следует, что государственная регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости, являющийся самовольной постройкой, осуществляется одновременно с прекращением государственного кадастрового учета такого объекта, к заявлению уполномоченного органа государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующего объекта, уполномоченного на подачу соответствующего заявления в соответствии с порядком, установленным приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509, должен быть приложен акт обследования, который подтверждает прекращение существования самовольной постройки, подготовленный после ее сноса на основании судебного акта о сносе самовольной постройки.
Установив, что таких сведений при обращении в Управление Росреестра по Красноярскому краю предоставлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оспариваемого бездействия, основания для отмены решения суда отсутствовали.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает также обоснованными доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю о том, что Администрация г. Норильска с заявлением о прекращении права собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ в Управление Росреестра по Красноярскому краю не обращалась. Ответ на обращение дан в порядке, установленном Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Выводы судебной коллегии апелляционной инстанции о незаконности бездействия Управления Росреестра по Красноярскому краю основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, апелляционное определение подлежит отмене по доводам, изложенным в кассационной жалобе Управления Росреестра по Красноярскому краю, с оставлением в силе решения районного суда.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы Васильевой Г.Ф, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а также доводы представленных дополнений к кассационной жалобе, фактически направлены на оспаривание законности принятого Арбитражным судом Красноярского края решения о сносе самовольной постройки и оснований для его исполнения, что не может являться предметом судебной оценки при разрешении заявленных требований об оспаривании бездействия Управления Росреестра по Красноярскому краю. Каких - либо доводов, относительно оспариваемого бездействия и решений, принятых Управлением Росреестра по Красноярскому краю, кассационная жалоба не содержит, основания для удовлетворения кассационной жалобы Васильевой Г.Ф. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 28 марта 2024 г. отменить, оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 ноября 2023 г, кассационную жалобу Управления Росреестра по Красноярскому краю удовлетворить.
Кассационную жалобу Васильевой Галины Федоровны оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.