Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеева О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго"), поданную 6 мая 2024 г, на решение Красноярского краевого суда от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 г, по административному делу N 3а-2/2023 по административному исковому заявлению АО "Оборонэнерго" о признании нормативных правовых актов Министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) недействующими.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя АО "Оборонэнерго" Березиной Н.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А, представителя ПАО "Россети Сибирь" Меджидовой Т.И, возражавших в удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" (далее - Приказ от 29.12.2020 N 69-э) для АО "Оборонэнерго" на 2021 год утверждены базовый уровень подконтрольных расходов в размере 53, 09126 млн. руб. (строка 6 приложения N 1) и необходимая валовая выручка в размере 17 231, 23 тыс. руб. без НДС (строка 6 приложение N 2).
Приказ от 29.12.2020 N 69-э опубликован 30.12.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 64-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - Приказ от 29.12.2020 N 64- э) на период 2021-2025 годы установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителям.
Приказ от 29.12.2020 N 64-э опубликован 30.12.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 N 1-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 64-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" (далее ? Приказ от 28.01.2021 N 1-э), а также приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11.02.2021 N 9-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 64-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - Приказ от 11.02.2021 N 9-э) в Приказ от 29.12.2020 N 64-э внесены изменения.
Приказ от 28.01.2021 N 1-э и Приказ от 11.02.2021 N 9-э опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 65-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - Приказ от 29.12.2020 N 65-э) на период 2021 -2025 годы установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Приказ от 29.12.2020 N 65-э опубликован 30.12.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 N 2-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 65-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей" в Приказ от 29.12. 2020 N 65-э внесены изменения.
Приказ от 28.01.2021 N 2-э опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ от 29.12.2020 N 66-э) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
Приказ от 29.12.2020 N 66-э опубликован 30.12.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 N 4-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ от 28.01.2021 N 4-э) в Приказ от 29.12.2020 N 66-э внесены изменения.
Строками 53, 155 приложения к Приказу от 28.01.2021 N 4-э (приложение N 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: АО "Оборонэнерго" - филиал "Красноярскэнерго" публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (строка 53), муниципальное унитарное предприятие жилищно- коммунального хозяйства Закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края (строка 155).
Приказ от 28.01.2021 N 4-э опубликован 02.02.2021 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
АО "Оборонэнерго" обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением, о признании не действующими со дня принятия:
- строку 6 приложения N 1, строку 6 приложения N 2 к Приказу от 29.12.2020 N 69-э в части утверждения для АО "Оборонэнерго" на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки;
- Приказ от 29.12.2020 N 64-э в редакции Приказа от 28.01.2021 N 1-э, Приказа от 11.02.2021 N 9-э в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителям;
- Приказ от 29.12.2020 N 65-э в редакции Приказа от 28.01.2021 N 2-э в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- строки 53, 155 приложения к Приказу от 28.01.2021 N 4-э в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
В обоснование заявленных требований указано, что АО "Оборонэнерго", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края, 27.04.2020 представило в Министерство заявление об установлении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на новый долгосрочный период регулирования на 2021-2025 годы и об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" в границах Красноярского края, а также расчетные и обосновывающие материалы, по результатам рассмотрения которых Министерством тарифной политики Красноярского края было открыто дело об установлении тарифов и приняты оспариваемые приказы. Полагают, приказы противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области тарифного регулирования в электроэнергетике.
Установление базового уровня подконтрольных расходов, НВВ и тарифов в меньшем, чем было заявлено, размере, противоречит принципам экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики и нарушает права и интересы АО "Оборонэнерго" при осуществлении экономической деятельности.
Настаивают на неправомерном уменьшении или исключении Министерством отдельных статей данных расходов из НВВ на 2021 год, отсутствие в расчете НВВ на долгосрочный период регулирования полной информации по расходам, связанным с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") и полученного избытка (со знаком "минус"), а также непредставление расшифровки расчетов по корректировке подконтрольных и неподконтрольных расходов и величины недополученной выручки за 2019 год и по корректировке НВВ за предыдущий долгосрочный период регулирования 2012-2019 годов в части изъятия суммы неисполненных ремонтов основных средств. Корректировки осуществлены без учета установленных ограничений применяемого метода регулирования (метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки) и низкой доли НВВ Общества (менее 1 %) в суммарной НВВ территориальных сетевых организаций Красноярского края, с применением в расчетах данных 2012-2018 годов, не являющихся годами до начала долгосрочного периода регулирования. Примененный механизм распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов согласно абзацу 1 1 пункта 7 Основ ценообразования N 1178 является не верным.
Решением Красноярского краевого суда от 27.07.2023, оставленным без изменения апелляционным судом судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.11.2023, требования удовлетворены, оспариваемые в части нормативные правовые акты признаны не действующими с момента их принятия, на Министерство возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющие нормативные правовые акты. С Министерства в пользу АО "Оборонэнерго" взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 18 000 руб. и в пользу экспертного учреждения на оплату судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы в сумме 1 561 690 руб.
В кассационной жалобе АО "Оборонэнерго" ставят вопрос об изменении судебных актов, путем внесения изменений в мотивировочную часть судебных актов, отразив правовую оценку корректировки НВВ на 2021 год, распределении судебных расходов на оплату государственной пошлины.
В обоснование жалобы соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, указывают, что ни решение суда от 27.07.2023, ни апелляционное определение от 08.11.2023, не содержат правовой оценки одного из оснований признания не действующими нормативных правовых актов Министерства: обжалуемой АО "Оборонэнерго" корректировки НВВ на 2021 год, которая имеет важное значение для установления размера необходимой валовой выручки на 2021 год. Настаивают, что нарушение Министерством порядка определения размера ежегодной корректировки НВВ, проводимой в соответствии с пунктом 9 Методических указаний N 98-э, являлось одним из оснований признания оспариваемых нормативных правовых актов Министерства недействующими. Указывают, что при корректировке тарифов на 2021 год с учетом пункта 9 и 11 Методических указаний N 98-э, экономически необоснованные расходы могут быть исключены, равно как компенсированы выпадающие доходы регулируемой организации, только по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов. Вместе с тем, указывают, что при установлении тарифов на 2021 год последним истекшим годом, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, является 2019 год, следовательно, по мнению заявителя, корректировка административным ответчиком необходимой валовой выручки с учетом данных 2012 - 2018 гг. является неправомерной. Полагают, что рассмотрение этого вопроса и правовая оценка доводов судом, имеет важное значение для Общества, так как незаконное изъятие 40 760, 68 тыс, руб. привело к существенному занижению необходимой валовой выручки, установленной на 2021 год.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Министерством тарифной политики Красноярского края, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера судами допущены не были.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года N 380-п, установлено, что Министерство тарифной политики Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования тарифов.
К компетенции Министерства в силу пункта 3.6 указанного Положения относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктами 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
На основании абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования тарифов).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования тарифов).
Судами установлено, что на территории Красноярского края АО "Оборонэнерго" в лице филиала Забайкальский" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, являясь территориальной сетевой организацией.
29.12.2020 Министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" в строках 6 приложения N 1 и N 2 к которому для территориальной сетевой организации АО "Оборонэнерго" на 2021 год установлены базовый уровень подконтрольных расходов в размере 53, 09126 млн. руб. и необходимая валовая выручка (без учета потерь) в размере 17231, 23 тыс. руб. соответственно.
В эту же дату Министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 64-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей", в который в последующем были внесены изменения приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 N 1-э и от 11.02.2021 N 9-э. Приложение N 4, 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п в редакциях приказов N 64-э и 9-э содержит единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителям на 2021 -2025 годы.
Также 29.12.2020 Министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 65-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей", с последующим внесением в него изменений приказом от 28.01.2021 N 2-э. Приложение N 6 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 406-п в редакции приказа N 65-э содержит единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2021-2025 годы.
Кроме того, 29.12.2020 Министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", с последующим внесением в него изменений приказом от 28.01.2021 N 4-э. Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п дополнен приложением N 8, в котором (в редакции приказа от 28.01.2021 N 4-э) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на период с 01.01.2021 по 30.06.2021, а также с 01.07.2021 по 31.12.2025 с дифференциацией по двухставочному и одноставочному тарифам и парам сетевых организаций, при этом в строке 53 для АО "Оборонэнерго" и филиала "Красноярскэнерго" ПАО "Россети Сибирь", а в строке 155 для МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный Красноярского края и АО "Оборонэнерго".
Решением Красноярского краевого суда от 18.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022, по административному делу N 3а-413/2021 по административному исковому заявлению ПАО "Россети Сибирь" признаны не действующими со дня принятия приложение N 6 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 65-э (в редакции приказа от 28.01.2021 N 2-э) и приложение N 4.1 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 64-э (в редакции приказа от 11.02.2021 N 9-э).
Решением Красноярского краевого суда от 15.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.07.2022, по административному делу N 3а- 18/2022 по административному иску ООО "Искра-Энергосети" признаны не действующими с момента принятия приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 64-э (в редакции приказов от 28.01.2021 N 1-э и от 11.02.2021 N 9-э) и приказ Министерства тарифной политики Красноярского края 29.12.2020 N 66-э в части пункта 1 приложения к приказу в редакции приказа от 28.01.2021 N 4-э.
Во целях исполнении указанных судебных актов Министерством тарифной политики Красноярского края приняты приказы: от 17.10.2022 N 53-э "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 64-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (Котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей"; от 18.07.2022 N 28-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (Котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей"; от 18.07.2022 N 29-э "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 65-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "Население и приравненные к нему категории потребителей".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства тарифной политики Красноярского края, с соблюдением требований к его форме и виду, процедуре принятия и порядку опубликования, проанализировав положения законодательства, оценив представленные доводы и доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, указав на необоснованность и немотивированность решений тарифного органа по исключению расходов, заявленных административным истцом.
Проверяя законность судебного акта краевого суда, апелляционный суд с выводами суда о наличии правовых оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части со дня их принятия согласился. Отклонив доводы жалобы о недостоверности представленных доказательств.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 215 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: 1) обстоятельства административного дела, установленные судом; 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; 3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства; 4) нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи.
Содержание судебных актов соответствуют требованиям статей, 180, 215 и 311 КАС РФ. Судебные акты содержат указание на обстоятельства административного дела, установленные судом, оценку доказательств, основании которых суды пришли к выводу о несоответствии обжалуемых нормативных актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежащим применению при оценке законности приказом Министерства. Доводы кассационной жалобы, основанные на том, как должно быть изложено содержание судебных актов, основанием для изменения их мотивировочной части в кассационном порядке, являться не могут.
Нарушение норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта и повлечь его отмену или изменение, в том числе в мотивировочной части, доводы кассационной жалобы не подтверждают, основаны на неправильном толковании указанных в жалобе норм, применительно к обстоятельствам настоящего дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены или изменения судебных актов в обжалованной части, кассационная жалоба АО "Оборонэнерго" удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что в удовлетворении кассационной жалобы отказано, оснований для возмещения судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В удовлетворении заявления АО "Оборонэнерго" о возмещении расходов, связанных с оплатой государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.