Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зояркина Алексея Дмитриевича, поданную 18 мая 2024 года, на решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года
по административному делу N 2а-37/2024 по административному иску Зояркина Алексея Дмитриевича к Совету депутатов Муниципального образования сельского поселения "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения Зояркина А.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зояркин Алексей Дмитриевич обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Муниципального образования сельского поселения "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия о признании незаконным решения Совета депутатов МО СП "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия от 27 октября 2023 года N 16 "Об избрании Главы муниципального образования - сельского поселения "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия; обязании устранить допущенное нарушение путем отмены указанного решения, ссылаясь на то, что в муниципальном образовании отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования официально опубликованный в районной газете "Бичурский хлебороб", результаты проводимого конкурса будут являться недействительными; его обращение о принятии мер прокурорского реагирования оставлено без удовлетворения.
Решением Бичурского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Зояркин А.Д. ставит вопрос об отмене решения Бичурского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, либо направлением дела на новое рассмотрение, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. Полагает оспариваемые акты ошибочными, поскольку суды, основывали свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в районной газете "Бичурский хлебороб" за 28 сентября 2023 года опубликовано решение N 11 от 26 сентября 2023 года Совета депутатов МО СП "Дунда- Киретское" о начале процедуры формирования конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО СП "Дунда-Киретское".
Решениями Совета депутатов МО СП "Дунда - Киретское" от 02.10.2023 N13 и N14 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО СП "Дунда - Киретское" на 26 октября 2023 года в 14.00 часов, установлен срок приема документов от участников конкурса с 6 октября 2023 года по 20 октября 2023 года включительно; определен список членов конкурсной комиссии.
5 октября 2023 года в газете "Бичурский хлебороб" опубликовано объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение должности главы АМО СП "Дунда - Киретское", где подробно изложены сведения о требованиях к кандидатам; основания для признания кандидатуры не соответствующим установленным требованиям и (или) отказе в допуске к процедуре избрания; и другие необходимые сведения, в том числе, срок приема документов, дата и время подведения итогов конкурса.
В конкурсе на замещение должности главы АМО СП "Дунда - Киретское" принимали участие два зарегистрированных кандидата, по итогам которого главой избрана Лизунова В.И.
Соответствующее решение от 27.10.2023 N 16 опубликовано в газете "Бичурский хлебороб" от 2 ноября 2023 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ), исходил из того, что порядок избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса соответствует требованиям действующего законодательства, процедура принятия решения Советом депутатов МО СП "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия от 27 октября 2023 года N16 "Об избрании Главы муниципального образования - сельского поселения "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия, соблюдена, решение N246 от 10 мая 2023 года Совета депутатов муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия и решение Совета депутатов МО СП "Дунда-Киретское" N 247 от 11 мая 2023 года "Об утверждение Положения об организации деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" в настоящее время являются действующими, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Совета Депутатов МО СП "Дунда- Киретское" Бичурского района Республики Бурятия от 27 октября 2023 года N16.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 36, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, отсутствие нарушений при проведении процедуры назначения конкурса, его проведения, выводы судов о законности оспариваемого решения и отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, являются обоснованными.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 20 постановления Пленума от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", проверяя соответствие решения, действия (бездействия) нормам права, регулирующим спорные отношения, судам следует исходить из установленных правил применения нормативных правовых актов, учитывая, в том числе различия в их юридической силе, порядок преодоления коллизий юридических норм (статья 15 и пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 13 и часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд не применяет нормативный правовой акт, противоречащий закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, независимо от того, был ли он оспорен в другом деле, и руководствуется нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При этом, исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке, если возможность ознакомиться с его содержанием была обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт.
Вопреки доводам кассатора, судом установлено, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения (решение N 246 от 10 мая 2023 года Совета депутатов МО СП "Дунда - Киретское" Бичурского района Республики Бурятия), в том числе, в части порядка избрания главы поселения Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, вместо избрания на муниципальных выборах, обнародован 9 июня 2023 года, путем размещения на информационных стендах в здании администрации МО СП "Дунда - Киретское", "адрес"; в Сухо - Ручьевском сельском клубе, "адрес"; в Ара Киретском сельском клубе, "адрес", а также размещен на официальном сайте МО СП "Дунда - Киретское" и правовом портале Министерства юстиции Российской Федерации в разделе "Нормативно-правовые акты Российской Федерации". Согласно уведомлению Управления Министерства юстиции по Республике Бурятия от 07.06.2024, в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включены сведения об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав - 06.06.2023.
Решение N247 от 11 мая 2023 года Совета депутатов МО СП "Дунда - Киретское", которым утверждены Положение об организации деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" (приложение N1), Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" (приложение N2) и Порядок избрания главы муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" Советом депутатов из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поселение "Дунда-Киретское" (приложение N3), обнародовано 12 мая 2023 года в населенных пунктах с.Сухой Ручей, с.Ара -Киреть, у. Дунда-Киреть, а также размещено на официальном сайте администрации.
При изложенных выше обстоятельствах, у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласится с выводами судов о законности оспариваемого решения Совета депутатов МО СП "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия от 27 октября 2023 года N 16 "Об избрании Главы муниципального образования - сельского поселения "Дунда-Киретское" Бичурского района Республики Бурятия.
Вопреки утверждениям автора кассационной жалобы предмет административного иска и характер спорных правоотношений судами определены правильно, судами правильно установлены значимые обстоятельства, а также дана надлежащая оценка доказательствам.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в нижестоящих судах и направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по результатам его оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке являться не может.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.