Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю), поданную 3 июня 2024 г, на решение Усольского городского суда иркутской области от 20 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 марта 2024 г, по административному делу N 2а-2617/2023 по административному исковому заявлению Зуева Виталия Владимировича, Суворова Владимира Андреевича, Даниленко Антона Алексеевича о признании незаконных действий (бездействий), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Зуев В.В, Суворов В.А, Даниленко А.А. обратились в Усольский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, уточнив требования, о признании незаконных действий (бездействий) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в пользу Даниленко А.А. в размере 47 000 руб. за подачу горячей воды ненадлежащего качества и 69 000 руб. за отсутствие горячей воды в период времени с 09.10.2021 по 10.09.2023, а также взыскании судебные издержки в размере 405 руб.; в пользу Суворова В.А. в размере 53 000 руб. за отсутствие горячего водоснабжения и 47 000 руб. подачу воды ненадлежащего качества в течение более 8 мес.; в пользу Зуева В.В. в размере 53 000 руб. за отсутствие горячего водоснабжения и 47 000 руб. за подачу воды ненадлежащего качества в течение более 8 мес.
В обоснование требований указано, Зуев В.В, Суворов В.А, Даниленко А.А. с октября 2021 года они содержались в одной камере ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. С 08.10.2021 по 24.02.2022 в камерах и душевых подавалась горячая вода из централизованной системы отопления. Вода имела явно выраженный коричневатый оттенок и запах раскаленного мазута (характерные темные маслянистые пятна оставались в раковине камеры). На время подачи горячей воды из централизованного отопления, водонагревательные приборы были отключены. В начале февраля 2022 г. Суворов В.А, Даниленко А.А. в период пандемии COVID-19 сильно заболели и были переведены в изолятор, где почти неделю содержалось четыре человека. После возвращения в камеру болели еще неделю. Зуев В.В. был на начальной стадии заболевания, однако его не изолировали от остальных. Считают, что отсутствие горячей воды косвенно явилось причиной их заболеваний.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 20.11.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20.03.2024, требования удовлетворены частично, признаны нарушенными условия содержания осужденного Зуева В.В, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере с 09.10.2021 по 11.09.2023 и обеспечении горячим водоснабжением, не соответствующим санитарным нормам в камере с 08.10.2021 по 24.02.2022; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Зуева В.В взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 22 113 руб, а так же расходы на отправку почтовой корреспонденции в размере 268, 50 руб.;
признаны нарушенными условия содержания осужденного Суворова В.А, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере с 09.10.2021 по 11.09.2023 и обеспечении горячим водоснабжением, не соответствующим санитарным нормам в камере с 08.10.2021 по 24.02.2022; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Суворова В.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 22 113 руб.;
признаны нарушенными условия содержания осужденного Даниленко А.А, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере с 09.10.2021 по 10.09.2023 и обеспечении горячим водоснабжением, не соответствующим санитарным нормам в камере с 08.10.2021 по 24.02.2022; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Даниленко А.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 22 081, 50 руб, а так же расходы на отправку почтовой корреспонденции в размере 405, 50 руб.
В остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю ставят вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, направлении материалов дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывают на незаконность, необоснованность судебных актов, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивают, что за один и тот же период содержания, судом в пользу осужденных взыскана дважды компенсация, из судебных актов не следует конкретики, за что именно взыскивается компенсация: за необеспечение горячим водоснабжением, либо обеспечении горячим водоснабжением ненадлежащего качества, несоответствующим санитарным нормам. Суды не дали правовой оценки обстоятельствам нерабочего состояния котельной, отсутствию централизованного горячего водоснабжения во всем поселке Эльбан, где располагается исправительное учреждение, предоставление возможности осужденным использовать кипятильники. В части требований о взыскании компенсации указывают, что требование удовлетворено при недоказанности факта нарушения условий содержания, а размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, учитывая, отсутствия каких-либо негативных последствий для административных истцов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалованной части.
В силу частей 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) лицо, отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - условия содержания), имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным иском к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, которая присуждается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с предписанием части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении указанного выше административного искового заявления, которое может содержать также требование об оспаривании действия (бездействия), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, суд устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на обеспечение санитарных условий (абзац восьмой пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно- гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с пунктом 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 N 130-дсп, здания исправительных учреждения и следственных изоляторов должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Согласно пункту 20.5 Инструкции подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В соответствии с пунктом 19.2.1 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 1 18.13330, а также других действующих нормативных документов.
По правилам пункта 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям исправительного учреждения, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Согласно пунктом 9.2 СП 30.13330.2020 не допускается соединять трубопроводы системы горячего водоснабжения с трубопроводами, подающими горячую воду на технологические нужды, а также имеющими непосредственный контакт с технологическим оборудованием и установками приготовления горячей воды, подаваемой потребителю с возможным изменением ее качества.
Абзацем 3 пункта 19.2.1 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что качество воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074.
Указанные санитарные правила и нормы признаны утратившими силу с 01.03.2021 в связи с утверждением и введением в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно Изменению N 1 к СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденному и введённому в действие приказом Минстроя России от 04.09.2023 N 642/пр абзац 3 пункта 19.2.1 СП 308.1325800.2017 изложен в новой редакции, согласно которой качество воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 1.2.3685, СанПиН 2.1.3684.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21. качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В свою очередь, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены "Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", в том числе нормативы качества и безопасности воды.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, оценив представленные доводы и доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемые периоды времени подаваемая ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячая вода не соответствовала предъявляемым требованиям по мутности, цветности и содержанию в ней железа, кроме того после прекращения подачи горячей воды ненадлежащего качества, в камерах, где содержались осужденные отсутствовало горячее водоснабжение, в связи с чем бездействие исправительного учреждения по необеспечению осужденных горячей водой надлежащего качества признано незаконным, и явилось основанием для удовлетворения требований и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, размер которой определен с учетом принципов разумности и справедливости, а также с учетом периода и характера допущенных нарушений.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами городского суда о наличии оснований для частичного удовлетворения требований, и размером взысканной компенсации согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы заявителей, не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов в обжалованной части, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, носят характер субъективной оценки заявителями жалобы обстоятельств дела, установленных судом и послуживших основанием для присуждения компенсации и определения ее размера.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов административных истцов и, как следствие - правовых оснований для присуждения компенсации, не могут повлечь отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку судами установлено отсутствие горячего водоснабжения в камерах, где находились административные истцы, и нарушение тем самым условий содержания в исправительном учреждении. Период нарушения условий содержания и основания для присуждения компенсации, указанные в судебном акте, не вызывают сомнений в ясности.
Выводы суда относительно размера присужденной компенсации должным образом мотивированы. Разумность компенсации является оценочной категорией, критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела. Доводы кассационной жалобы не содержат сведений об обстоятельствах, которые могли бы поставить под сомнение выводы суда при определении размера присужденной компенсации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Усольского городского суда иркутской области от 20 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 марта 2024 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 19 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.