Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ветровой Н.П, судей Долматовой Н.И, Лемза А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0023-01-2023-002034-88 по иску Готальской Ольги Сергеевны к муниципальному учреждению "Администрация города Тулуна" о возложении обязанности предоставить земельный участок, по кассационной жалобе Готальской О.С. на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Долматовой Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Готальская О.С. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению "Администрация города Тулуна" (далее - МУ "Администрация города Тулуна") о возложении обязанности предоставить земельный участок, мотивируя требования тем, что ответчик в силу положений пункта 12 статьи 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 г. N 146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" в качестве компенсации обязан предоставить истцу земельный участок, поскольку жилой дом и земельный участок истца утрачены в результате наводнения в 2019 г.
Истец просила обязать МУ "Администрация города Тулуна" предоставить ей земельный участок площадью не менее 1500 кв.м. в пределах муниципального образования г. Тулуна Иркутской области.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Готальской О.С. ставиться вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы автор, повторяя доводы искового заявления, указывает, что земельный участок до настоящего времени ей не предоставлен. Истцом представлены в администрацию все необходимые документы с целью получения ею земельного участка, однако, данное обстоятельство не учтено судами.
Возражения относительно доводов кассационных жалоб не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции в неизменной части решения и судом апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в связи с паводком в 2019 г. на территории Иркутской области, принадлежащий на праве собственности Готальской О.С. земельный участок, расположенный по "адрес", затоплен и включен в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением мэра городского округа МО "город Тулун" от 18 июля 2019 г. N 1659 жилое помещение, расположенное по "адрес", признано непригодным для проживания.
Готальская О.С. 10 июля 2020 г. обратилась в администрацию муниципального образования "город Тулун" с заявлением о передаче ей в собственность в соответствии с законом Иркутской области N 146-03 земельного участка площадью 1 500 кв.м, расположенного в районе березовой рощи взамен земельного участка по "адрес". Заявителем дано обязательство об отказе от прав на имеющийся земельный участок не позднее подачи заявления на государственную регистрацию права на испрашиваемый земельный участок.
Ответом МУ "Администрация города Тулуна" от 24 августа 2020 г. N Готальская О.С. уведомлена о том, что ее заявление (вх. N 6977 от 10 июля 2020 г.) о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в районе "Березовая роща" в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 г. N 146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" взамен утраченного земельного участка, расположенного по "адрес", зарегистрировано в реестре под номером 169, о принятом решении о предоставлении земельного участка будет сообщено дополнительно.
Согласно объяснениям ответчика истцу в предоставлении земельного участка отказано не было, для предоставления земельных участков в районе "Березовая роща" образовано около 400 земельных участков, однако в настоящее время инженерные сети и дороги к земельным участкам не обустроены, что является препятствием для передачи таких участков в собственность граждан. Кроме того, истец может самостоятельно выбрать земельный участок, соответствующий зоне расположения земельного участка, согласно генеральному плану, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая спор, проанализировав положения Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 г. N 146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что процедура, предшествующая принятию решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с указанным областным законом, истцом не соблюдена. В частности, не соблюдена заявительная процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, который предстоит образовать, в связи с чем, пришел к выводу о том, что права истца не нарушены, поскольку истец не лишена права на получение конкретного земельного участка при условии выполнения требований закона, необходимых для реализации такого права, в том числе обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Проверяя решение, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право.
На основании пункта 4 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 г. N 146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" (далее - Закон N 146-03) предусмотрено право отдельных категорий граждан на получение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности бесплатно.
Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 статьи 2 названного закона установлены случаи предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта или для ведения садоводства, огородничества для собственных нужд на территории муниципального образования "Нижнеудинский район", муниципального образования "Тайшетский район", муниципального образования "Тулунский район", муниципального образования - "город Тулун", муниципального образования Куйтунский район, Чунского районного муниципального образования, Черемховского районного муниципального образования, муниципального образования "Заларинский район", Зиминского районного муниципального образования, Зиминского городского муниципального образования или для ведения садоводства, огородничества для собственных нужд на территории иного поселения, городского округа, за исключением территории муниципального образования "Ангарский городской округ", города Иркутска, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, муниципального образования "город Усолье-Сибирское", Усольского районного муниципального образования, муниципального образования "город Шелехов", Шелеховского района, в случае приобретения в собственность или подтверждения в установленном федеральным законодательством порядке факта строительства на указанных территориях жилого помещения гражданами - получателями свидетельств, удостоверяющих их право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выданных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019
года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (далее - свидетельство), гражданам, чьи земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта были подтоплены (затоплены) в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области.
Как установлено абзацем 2 статьи 4 закона Иркутской области N 146-03, ведение земельного учета пострадавших граждан от паводка не осуществляется.
Порядок предоставления земельных участков регламентируется статьей 6 указанного закона. Так, предоставление земельных участков гражданам, состоящим на земельном учете, осуществляется в следующем порядке: подготовка уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, в случае если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок; формирование перечней земельных участков, которые должны содержать информацию о местоположении, площади, территориальных зонах, видах разрешенного использования земельных участков, категории земель, а также координаты земельных участков, информацию об обеспеченности или условиях обеспечения земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения, электрическими сетями; выбор земельного участка гражданами, состоящими на земельном учете; подача гражданами, состоящими на земельном учете, в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно; принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно; обеспечение гражданами, состоящими на земельном учете, выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача гражданами, состоящими на земельном учете, заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В целях формирования перечней земельных участков уполномоченный орган вправе обеспечивать выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков.
Перечни земельных участков в указанном случае должны содержать информацию о кадастровых номерах земельных участков (часть 1). Перечни земельных участков подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа (часть 2).
Согласно части 9 статьи 6 указанного закона, предоставление земельных участков в собственность бесплатно пострадавшим гражданам от паводка, осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, требуется подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Подпунктом 2 пункта 1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предъявляет определенные требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, определяет перечень документов, прилагаемых к заявлению.
В силу пункта 2 указанной правовой нормы, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
Таким образом, реализация предусмотренного законом Иркутской области права на получение земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов возможна при соблюдении процедуры, предусмотренной статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу закона субъекта и положений Земельного кодекса Российской Федерации при обращении с заявлением заявитель должен указать конкретный земельный участок. При этом в случае, если такой участок предстоит образовать либо требуется уточнение границ земельного участка, одновременно подается заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без совершения указанных действий принятия решения невозможно.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Суды отметили, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец не указала конкретный земельный участок, обязанность по предоставлению которого в ее собственность она просит возложить на ответчика.
Доводы кассатора, что она предоставила ответчику все необходимые документы, подтверждающие ее право на получение земельного участка в собственность, кассационным судом отклоняются, поскольку согласна материалам дела и позиции ответчика, наличие у истца такого права ответчиком не оспаривалось, однако истец не указывала конкретный земельный участок, который она просит предоставить, либо согласовать в связи с его образованием.
При этом, как верно указали суды, выбор способа защиты, как и определение предмета спора, является правом истца, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Из материалов дела следует, что в заявительном порядке истец просила предоставить ей земельный участок "в районе березовой рощи", решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка "в районе березовой рощи" не принято, при этом требований о признании незаконным бездействия администрации, истцом не заявлено, в суд предъявлен иск о предоставлении в собственность земельного участка площадью не менее 1500 кв.м, в пределах муниципального образования г. Тулуна Иркутской области в порядке реализации Закона Иркутской области N 146-03.
Принимая во внимание, что истцом заявлены требования о предоставлении земельного участка без указания на конкретный земельный участок, выводы судов об отказе в удовлетворении таких требований являются правильными, поскольку в силу действующего законодательства, в связи с несоблюдением истцом процедуры предварительного согласования конкретного земельного участка, при его образовании, а также не указанием на конкретный уже образованный земельный участок при подаче заявления в органы местного самоуправления, суды не могут подменять своим решением административную процедуру, возложенную на орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит решение такого вопроса. Следовательно, при несоблюдении истцом административной процедуры предоставления земельного участка, право на который ответчиком по настоящему делу не оспаривается, заявление требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению абстрактного земельного участка в пределах населенного пункта является необоснованынми.
Приведенные выводы судов нижестоящих инстанций мотивированны, правомерны и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Напротив, все возражения истца были ранее предметом оценки судов обеих инстанций и нашли отражение в обжалуемых судебных постановлениях. При этом нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
В целом доводы кассационных жалоб о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационные жалобы не содержат.
Следует отметить, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационные жалобы не содержат, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Готальской О.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.