Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Андугановой О.С, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2763/2023 (УИД 22RS0066-01-2023-002421-55) по иску Клоковой Дарьи Игоревны к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" о возложении обязанности, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя истца Клоковой Дарьи Игоревны - Кобзевой Валерии Андреевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Клокова Дарья Игоревна (далее - Клокова Д.И, истец) обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" (далее - КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул", ответчик) о возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что Клокова Д.И. является "данные изъяты"
Клокова Д.И. состоит на учете в КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул" с диагнозом: "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено, что "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено, что "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Клокова Д.И. осмотрена врачом "данные изъяты" которым рекомендовано рассмотреть вопрос о применении "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Клокова Д.И. обратилась в КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул" с заявлением о проведении врачебной комиссии с целью назначения "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" подкомиссии по рациональному назначению изделий медицинского назначения, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, в выдаче рецепта на "данные изъяты" Клоковой Д.И. отказано. Отказ мотивирован отсутствием вышеуказанного изделия в перечне медицинских изделий для обеспечения льготной категории граждан, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации N 3053-Р от 31 декабря 2018 г. "Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", а также в связи с его отсутствием в Постановлении Правительства Алтайского края от 30 декабря 2022 г. N 540 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Клокова Д.И. находит отказ ответчика незаконным.
Клокова Д.И. просила суд возложить на КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" обязанность выписывать Клоковой Д.И. рецепты на "данные изъяты" возложить на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность обеспечить Клокову Д.И. "данные изъяты" по торговому наименованию в соответствии с потребностью в "данные изъяты" до отмены "данные изъяты" по жизненным показаниям, "данные изъяты"; взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.; взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 руб.; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2023 г. исковые требования Клоковой Д.И. удовлетворены частично.
На КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" возложена обязанность выписывать Клоковой Д.И. рецепты на "данные изъяты"
На Министерство здравоохранения Алтайского края возложена обязанность обеспечить Клокову Д.И. "данные изъяты"
Решение суда в части возложения на КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" и Министерство здравоохранения Алтайского края обязанности обращено к немедленному исполнению.
С Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Клоковой Д.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 руб, судебные расходы в размере 10000 руб.
С КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" в пользу Клоковой Д.И. взысканы судебные расходы в размере 10000 руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С Министерства здравоохранения Алтайского края в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 600 руб.
С КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 марта 2024 г. решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2023 г. в части удовлетворения иска Клоковой Д.И. к КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" о возложении обязанности выписывать рецепты на "данные изъяты" а также к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности обеспечить "данные изъяты" отменено. Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2023 г. в части взыскания с Министерства здравоохранения Алтайского края государственной пошлины в доход местного бюджета в сумме 600 руб. отменено.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя истца Клоковой Д.И. - Кобзева В.А. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного. Истец не согласна с отказом в удовлетворении иска Клоковой Д.И. к КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул" о возложении обязанности выписывать рецепты на "данные изъяты" а также иска к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности обеспечить "данные изъяты"
Министерством здравоохранения Алтайского края поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Клокова Д.И, представитель истца Кобзева В.А, представители ответчиков Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г. Барнаул", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство Министерства здравоохранения Алтайского края об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Клокова Д.И. является "данные изъяты"
Клокова Д.И. состоит на учете в КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул" с диагноза "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено, что в связи с неэффективностью препарата "данные изъяты" пациент Клокова Д.И. нуждается в обеспечении препаратом по торговому наименованию "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено, что пациент Клокова Д.И. нуждается в обеспечении препарата "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Клокова Д.И. осмотрена врачом "данные изъяты", которым рекомендовано рассмотреть вопрос о применении "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Клокова Д.И. обратилась в КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул" с заявлением о проведении врачебной комиссии с целью назначения системы "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии КГБУЗ "Городская поликлиника N7, г.Барнаул" подкомиссии по рациональному назначению изделий медицинского назначения, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, в
выдаче рецепта на систему "данные изъяты" Клоковой Д.И. отказано.
Судом первой инстанции назначена судебная медицинская экспертиза.
Согласно заключению экспертов ООО МБЭКС от ДД.ММ.ГГГГ N Клоковой Д.И. "данные изъяты"
Экспертами указано, что "данные изъяты"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается нуждаемость истца в системе "данные изъяты"
Удовлетворяя требования о возложении обязанности обеспечить Клокову Д.И. лекарственным препаратом по торговому наименованию "данные изъяты" суд первой инстанции исходил из того, что при использовании "данные изъяты" Клоковой Д.И. соответствует целевому, при этом, при использовании "данные изъяты" При переводе же обратно на "данные изъяты", вновь отмечается "данные изъяты" В связи с чем, пришел к выводу о том, что Клокова Д.И. нуждается в обеспечении медицинским препаратором "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости обеспечения истца препаратом "данные изъяты" а также в части взыскания компенсации морального вреда.
В данной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на отсутствие доказательств принятия в отношении Клоковой Д.И. врачебной комиссией решения о её нуждаемости в "данные изъяты", пришёл к выводу об отсутствии у истца права на бесплатное обеспечение средствами "данные изъяты", в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в данной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьёй 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим, социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2022 г. N 540 была утверждена программа Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи, включая установку помповых дозаторов инсулина с использованием систем суточного мониторирования глюкозы.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 названного Федерального закона, набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием "сахарный диабет" (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Именно из такого толкования норм материального права об основаниях и о порядке обеспечения "данные изъяты", страдающих заболеванием "данные изъяты" медицинскими изделиями, не входящими в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в данном случае системой "данные изъяты"), исходил суд апелляционной инстанции, который пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Клоковой Д.И. права на бесплатное обеспечение "данные изъяты", поскольку врачебной комиссией решение о нуждаемости истца в таком медицинском изделии не принималось.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по заявлению Клоковой Д.И. врачебная комиссия КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул" принимала решение об отказе в выдаче рецепта на "данные изъяты"
При отсутствии решения врачебной комиссии нормами действующего законодательства не предусмотрено обеспечение лиц, страдающих "данные изъяты", медицинскими изделиями и расходными материалами бесплатно.
Назначение и рекомендации "данные изъяты", заключение судебной экспертизы решением врачебной комиссии не являются, в связи с чем, выводы суда апелляционной инстанции о том, что Клокова Д.И. не имеет право на бесплатное обеспечение средствами "данные изъяты" являются правильными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Клоковой Дарьи Игоревны - Кобзевой Валерии Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи О.С. Андуганова
Д.А. Пальцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.