Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кожевниковой Л.П, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2023-006850-56 (2-4231/2023) по иску Никитина Владимира Степановича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании незаконного удержанных денежных средств (пенсия), по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 февраля 2024 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - Титову М.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Никитин В.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУ МВД по Кемеровской области) о взыскании незаконного удержанных денежных средств (пенсии).
В обоснование своих требований указал, что он постоянно проживает в Кемеровской области, находится на пенсионном обеспечении ОПО ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области со 2 июня 2009 г, размер пенсии составлял 20 587, 84 руб.
С сентября 2021 года размер его пенсии уменьшился. В июле 2023 года им получен ответ о том, что с сентября 2019 года по сведениям ОАСР УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области он не значился зарегистрированным по месту жительства (пребывания) на территории Кемеровской области, в связи с чем образовалась переплата по районному коэффициенту за период с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2021 г. в размере 111 947, 72 руб, которая удержана из его пенсии до полного погашения.
Просил суд установить факт его проживания на территории Кемеровской области в период с 1 сентября 2019 г. по 24 апреля 2023 г, взыскать с ГУ МВД по Кемеровской области незаконно удержанные денежные средства из пенсии за выслугу лет в размере 111 947, 72 руб, возложить на ответчика обязанность произвести начисление и выплату районного коэффициента в размере 30% на период проживания в Кемеровской области с 1 сентября 2021 г. по 24 апреля 2023г, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 738, 95 руб.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 26 сентября 2023 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 сентября 2023 г. отменено с принятием по делу нового решения, которым установлен факт проживания Никитина В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, в период с 1 сентября 2019 г. по 24 апреля 2023 г. на территории Кемеровской области.
Суд взыскал с ГУ МВД по Кемеровской области в пользу истца незаконно удержанную сумму районного коэффициента к пенсии за выслугу лет за период с 1 сентября 2019 г. по 1 февраля 2024 г. в размере 109 898, 29 руб, возложить на ответчика обязанность по установлению Никитину В.С. размера пенсии за выслугу лет с 1 сентября 2019 г. по 24 августа 2023 г. с применением районного коэффициента 30%, освободил истца от расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3738, 95 руб, возвратив ему указанную сумму. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ГУ МВД по Кемеровской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 февраля 2024 г, как незаконного, просит направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещен. Руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя кассатора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец Никитин В.С. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" со 2 июня 2009 г. Пенсия назначена и выплачивается с применением районного коэффициента 1, 3, установленного на территории Кемеровской области.
31 августа 2021 г. отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области- Кузбассу при получении сведений из ОАСР УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области-Кузбассу о том, что истец Никитин В.С. значился зарегистрированным по адресу: "адрес", убыл с 13 августа 2019 г, по месту жительства (месту пребывания) на территории Кемеровской области не значится, Никитину В.С. направлено письмо о том, что в связи с непроживанием на территории Кемеровской области у него образовалась переплата по районному коэффициенту к пенсии за выслугу лет за период с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2021 г. в размере 111 947, 72 руб. Данная сумма будет удерживаться по 20% от размера пенсии до полного погашения задолженности. Размер пенсии с 1 сентября 2021г. составляет 15 836, 80 руб. в месяц. Для решения вопроса выплаты пенсии с районным коэффициентом на территории Кемеровской области или перевода пенсионного дела в другой регион по месту проживания предложено направить соответствующее заявление.
4 июля 2023 г. Никитин В.С. обратился в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о выплате пенсии с учетом районного коэффициента, указав, что с 25 апреля 2023 г. постоянно проживает в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
На основании представленных истцом документов пенсионным органом ответчика с 25 апреля 2023 г. произведен перерасчет размера пенсии с учетом районного коэффициента 30% и установлен в сумме 25 758, 72 руб. в месяц, в Региональный Центр сопровождения розничного бизнеса Операционного центра ПАО Сбербанк России в г. Нижний Новгород направлены распоряжения на выплату пенсии с 1 августа 2023 г. в размере 25 758, 72 руб. в месяц и единовременной доплаты пенсии за период с 25 апреля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в сумме 19 021, 82 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что Никитин В.С. с даты назначения пенсии - со 2 июня 2009 г. по настоящее время проживает на территории Кемеровской области, однако, в действиях истца имеет место недобросовестность, им допущено неисполнение без уважительной причины возложенной на него обязанности по уведомлению пенсионного органа о снятии с регистрационного учета и фактическом месте жительства. Именно в связи с действиями истца ответчиком в соответствии с установленным порядком было принято решение об удержании из пенсии за выслугу лет переплаты районного коэффициента.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях истца недобросовестности и законности удержания из его пенсии суммы начисленного районного коэффициента не согласился, исходя из того, что отсутствие у пенсионера МВД России регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру МВД России.
Необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД России, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МВД России обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.
Из материалов дела видно, что на основании вступившего в законную силу решения Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 11 июня 2019 г. Никитин В.С. признан утратившим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета по адресу: "адрес".
Между тем, в подтверждение факта постоянного проживания на территории Кемеровской области, в том числе в спорный период, истец представил суду медицинские документы за 2019-2022 годы, из которых следует, что он проходил лечение в медицинских учреждениях в г. Кемерово и г. Ленинск-Кузнецкий, договор аренды жилого помещения в г. Полысаево от 1 марта 2020 г, налоговые декларации за 2019, 2020, 2021 годы, представленные в налоговый орган (код 4212), ПТС на автомобиль с отметкой о регистрации ТС в ОГИБДД МОМВД России "Беловский" Кемеровской области от 2 июля 2020 г, показания свидетелей Г.И.В, А.Г.С, подтвердивших, что он постоянно проживает в г. Полысаево Кемеровской области, занимается строительством жилого дома по адресу: "адрес".
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о постоянном проживании истца на территории Кемеровской области в спорный период времени.
Согласно ч. 1 ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с данным законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся ему пенсии.
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (п. 51 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. N 7, далее - Инструкция).
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет возможно, если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, заявленных истцом требований и их обоснования, а также доводов ответчика о незаконности выплаты Никитину В.С. районного коэффициента к пенсии за выслугу лет в спорный период суду при решении вопроса о законности возложения на истца ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет (20% ежемесячно), следовало установить, действительно ли истец не проживал в спорный период на территории Кемеровской области, в связи с чем не имел права на получение пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1, 3, допущена ли им недобросовестность при исполнении возложенной на него законом обязанности по периодическому подтверждению проживания на территории Кемеровской области, что свидетельствовало бы о необоснованной выплате ему пенсионным органом пенсии за выслугу с применением районного коэффициента 1, 3.
Суд апелляционной инстанции установил, что Никитин В.С. постоянно проживает в Кемеровской области. Письмо отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области Кузбассу от 31 августа 2021 г. N о принятии ответчиком решения о выявлении и удержании переплаты районного коэффициента к пенсии направлено Никитину В.С. по адресу: "адрес".
Как следует из представленной к письменным возражениям ГУ МВД России по Кемеровской области-Кузбассу справке, в настоящее время документы, подтверждающие отправку Никитину В.С уведомления от 24 июня 2009 г. N, уничтожены в связи с истечением срока хранения документов, письмо от 31 августа 2021 г. N направлено простой почтовой корреспонденцией, в связи с чем документы, подтверждающие отправку указанного письма, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что непредставление истцом в пенсионный орган сведений о том, что он проживает в Кемеровской области без регистрации места жительства, не может свидетельствовать о недобросовестности истца, поскольку обязанность по правильному начислению и выплате пенсионного обеспечения возложена на пенсионный орган (ответчика), равно как и обязанность уведомить пенсионера о необходимости сообщать о перемене места жительства, что может повлечь за собой переплату и перерасчет пенсии.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что в действиях истца имеет место недобросовестность, противоправное бездействие, что являлось бы законным основанием для принятия пенсионным органом во внесудебном порядке решения о прекращении выплаты районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, суд апелляционной инстанции признал неправильными, взыскав в пользу истца удержанные ответчиком суммы районного коэффициента к пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по 1 февраля 2024 г, возложив на ответчика обязанность по установлению Никитину В.С. размера пенсии за выслугу лет с 1 сентября 2019 г. по 24 августа 2023 г. с применением районного коэффициента 1, 3.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции, проверявший решение суда первой инстанции, при разрешении заявленного спора нормы материального права применил правильно.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" регулируются названным законом.
Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V "Исчисление пенсий" (ст. 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, где помимо определения денежного довольствия для исчисления пенсий предусмотрены случаи повышения пенсии, а также применение коэффициентов к размерам пенсий.
Так, согласно ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 этого закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. 17, 24 и 38 названного закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", действовавшим до 1 апреля 2023 г, для Кемеровской области установлен районный коэффициент 1, 3 (п. 7 раздела 1 Приложения к Постановлению N 1237) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 (ред. от 4 апреля 2023 г.) "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" на всей территории Кемеровской области установлен районный коэффициент 1, 3 (далее - постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. N 58).
Общий порядок выплаты пенсий определен ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст. 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Лица, указанные в ст. 1 названного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии (ч. 12 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. N.
В силу п. 34 Инструкции выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России являются одним из доказательств его фактического места нахождения.
На основании приведенного правового регулирования, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о том, что отсутствие у пенсионера МВД России регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру МВД России. Необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД России, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МВД России обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.
Установив, что истец весь спорный период проживал на территории Кемеровской области, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о праве истца на получение пенсии в размере с учетом районного коэффициента.
Согласно ч. 1 ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с данным законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям.
Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся ему пенсии.
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (п. 51 Инструкции).
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет возможно, если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
Доводы кассатора о том, что истец знал о необходимости сообщения своего нового места жительства, однако, с соответствующим заявлением не обращался, что свидетельствует о недобросовестности истца, а также о правомерности действий ответчика по удержанию суммы районного коэффициента, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который отклоняя данные доводы исходил из того, что пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета.
Учитывая, что истец изменил место жительства в пределах Кемеровской области, установив отсутствие недобросовестности в действиях истца, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Ссылки кассатора на обязанность пенсионера МВД России, которому назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента, сообщать пенсионному органу данные об изменении места своего проживания, сами по себе о незаконности вывода суда апелляционной инстанции не свидетельствуют, поскольку такая обязанность пенсионера установлена в случае выезда за пределы местности, где установлен районный коэффициент. В данном же случае, истец весь спорный период проживал в Кемеровской области.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, не соглашаться с приведенными выводами которых судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.