Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Андугановой О.С, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3823/2023 (УИД 22RS0015-01-2023-005205-32) по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах несовершеннолетней Х. в лице законного представителя Ефимовой Нины Александровны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району", Министерству социальной защиты Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 13 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах несовершеннолетней Х. (далее - Х.) в лице законного представителя Ефимовой Нины Александровны (далее - Ефимова Н.А.) обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" (далее - КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району"), Министерству социальной защиты Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности.
В обоснование требований указывал на то, что прокуратурой г. Новоалтайска была проведена проверка по жалобе Ефимовой Н.А.
Проверкой установлено, что Ефимова Н.А. приходится матерью несовершеннолетней Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Ефимова Н.А. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району" с заявлением об установлении пособия на дочь Х.
Распоряжением КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району" от 14 апреля 2022 г. Ефимовой Н.А. отказано в назначении выплаты, в связи с тем, что имущественная обеспеченность семьи превышает установленные нормы.
Прокурор г. Новоалтайска, действуя в интересах несовершеннолетней Х. в лице законного представителя Ефимовой Н.А, находит данный отказ незаконным.
Прокурор г. Новоалтайска в интересах несовершеннолетней Х. в лице законного представителя Ефимовой Н.А. просил суд признать распоряжение КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району" от 14 апреля 2022 г. об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка незаконным, обязать назначить и выплатить Ефимовой Н.А. ежемесячное пособие на ребенка - Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 13 декабря 2023 г. исковые требования прокурора г. Новоалтайска удовлетворены. Признано незаконным распоряжение КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" от 14 апреля 2022 г. об отказе Ефимовой Н.А. в назначении ежемесячного пособия на ребенка - Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" возложена обязанность назначить и выплатить Ефимовой Н.А. ежемесячное пособие на ребенка - Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год. В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты по Алтайскому краю отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 г. решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 13 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" просит об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Алтайского края поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Х. в лице законного представителя Ефимовой Н.А, представители ответчиков Министерства социальной защиты Алтайского края, КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ефимова Н.А. является матерью несовершеннолетней Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Ефимова Н.А. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" с заявлением об установлении пособия на дочь Х.
КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" отказал в назначении выплаты, поскольку в собственности Ефимовой Н.А. имеется жилое здание, "данные изъяты" земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, "данные изъяты" Ответчик указал, что заявитель может претендовать на получение выплаты только в случае, если площадь принадлежащих заявителю и членам ее семьи земельных участков не превышает 0, 25 га и площадь жилых зданий не превышает 40 кв.м, в расчете на одного человека, поскольку истец приживает в городе, а не в сельской местности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что как федеральным законодательством, так и законодательством Алтайского края предусмотрено, что при оценке имущественной обеспеченности заявителя, претендующего на получение ежемесячной денежной выплаты, и членов его семьи, размер принадлежащего заявителю или члену его семьи земельного участка не ставится в зависимость от их места жительства, а определяется по территориальному расположению земельного участка, который находится в собственности. Суммарная площадь принадлежащих истцу зданий с назначением жилое не превышает произведения 40 кв. метров в расчете на одного человека и количества членов семьи. Имеющийся в собственности истца земельный участок находится на территории поселка, не превышает 1 га, в связи с чем, суд исходил из неправомерности отказа ответчика в назначении Ефимовой Н.А. ежемесячной денежной выплаты.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 15 октября 2004 г. N34-ЗС "О ежемесячном пособии на ребенка" установлено ежемесячное пособие на ребенка гражданам, проживающим на территории Алтайского края, в целях материальной поддержки семьи в связи с воспитанием детей.
В силу статьи 2 Закона Алтайского края от 15 октября 2004 г. N34-ЗС "О ежемесячном пособии на ребенка" (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) из числа лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Алтайском крае по основным социальнодемографическим группам населения.
В силу части 5 статьи 4 Закона Алтайского края от 15 октября 2004 г. N34-ЗС "О ежемесячном пособии на ребенка" перечень документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, порядок и условия назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, порядок проведения проверки достоверности сведений о доходах семьи определяются Правительством Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 апреля 2014 г. N184 утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и Порядок учета и перечня видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания, иностранным гражданам и лицам без гражданства, беженцам, постоянно проживающим на территории Алтайского края, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленную в Алтайском крае.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3.8 Положения (в редакции от 23 ноября 2021 г, действовавшей на момент обращения истца к ответчику) основаниями для отказа в назначении и выплате пособия является наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки; земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Разрешая заявленные требования, правильно истолковав и применив нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суды пришли к правильному выводу о том, что Положение в редакции до 4 апреля 2022 г. предусматривало требования к площади земельного участка не по месту жительства гражданина (в данном случае в городе), а по месту нахождения участка. Поскольку земельный участок заявителя находится на территории сельского поселения, то он не должен превышать 1 га. Установив, что земельный участок истца для ведения личного подсобного хозяйства имеет площадь 2685 кв.м, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в назначении ежемесячного пособия на ребенка.
При этом суды правомерно отклонили доводы ответчика о применении редакции Положения от 4 апреля 2022 г, которой подпункт "ж" пункта 3.8 предусматривает определение площади земельных участков (суммарная площадь) по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания), которая и не должна превышать 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в составе городских округов, или межселенных территорий - 1 гектар, поскольку истец обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка до принятия таких изменений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 13 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи О.С. Андуганова
Д.А. Пальцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.