Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Чунькова Т.Ю., рассмотрев гражданское дело N 22RS0011-02-2020-001959-87 по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N9 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" об отсрочке исполнения решения суда по иску Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N9 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 по Алтайскому краю" на апелляционное определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2024 г.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N9 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, указывая, что решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. удовлетворены требования Рубцовского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН по Алтайскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей по устранению нарушений пожарной безопасности. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г. решение Рубцовского городского суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Определением Восьмого кассационного суда апелляционное определение отменено в части оставления без изменения решения суда первой инстанции о возложении обязанности на ФСИН России обеспечить материально - техническое и финансовое обеспечение УФСИН России по Алтайскому краю и на УФСИН России по Алтайскому краю финансирование ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в срок до 1 июня 2021 г, в данной части дело направлено на новое рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июня 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. в части удовлетворения исковых требований к УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей отменено, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на невозможность исполнения решения суда, поскольку финансирование для выполнения обязательств ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в полном объеме не поступило, поступление дополнительных лимитов будет возможно только в следующем финансовом году.
Заявитель просил суд предоставить отсрочку исполнения решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. до 30 декабря 2024 г.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 января 2024 г. требование удовлетворено - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю предоставлена отсрочка исполнения решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. до 30 декабря 2024 г.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2024 г. определение суда первой инстанции отменено, вопрос разрешен вопрос по существу. В удовлетворении заявления ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю об отсрочке исполнения решения суда отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в лице начальника Писклова В.Н. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе определение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 января 2024 г, указывая на необоснованность вывода суда об отсутствии оснований для возложения на УФСИН РФ по Алтайскому краю, ФСИН России обязанности в случае недостаточности денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением необходимых работ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, поскольку в силу Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю имущество учреждения является федеральной собственностью принадлежит ИК-9 на праве оперативного управления, и при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Алтайскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Соответственно вынесено заведомо неисполнимое решение суда.
Также судом не дана оценка представленным доказательствам, подтверждающим, что ответчиком предпринимаются действия по исполнению решения суда.
Дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Предусмотренных законом оснований для отмены в кассационном порядке определения суда апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. были удовлетворены требования Рубцовского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН по Алтайскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности и материально - технического и финансового обеспечения мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июня 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. отменено в части удовлетворения исковых требований к УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей обеспечить материально - техническое и финансовое обеспечение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
2 августа 2021 г. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю обратилось с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для проведения мероприятий по исполнению решения суда.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 августа 2021 г. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю было отказано в удовлетворении требования о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2021 г. определение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 августа 2021 г, вопрос разрешен по существу - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю предоставлена отсрочка исполнения решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. до 1 декабря 2022 г.
10 ноября 2022 г. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю вновь обратилось с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда в связи с отсутствием денежных средств.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 ноября 2022 г. требования ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю удовлетворены. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю предоставлена отсрочка исполнения решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 августа 2020 г. до 30 декабря 2023 г.
25 декабря 2023 г. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю обратилось с настоящим заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 27 августа 2020 г. до 30 декабря 2024 г. в связи с отсутствием денежных средств для его исполнения в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возможности предоставления отсрочки исполнения решения суда до 30 декабря 2024 г, при этом суд исходил из того, что указанные заявителем обстоятельства являются исключительными и свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, и пришел к выводу, что указанные судом основания предоставления отсрочки исполнения решения суда - использование заявителем в полном объеме полученных из бюджета в 2023 году денежных средств, а также непредоставление УФСИН России на запросы ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю денежных средств из федерального бюджета, в объеме, достаточном для исполнения решения суда от 27 августа 2020 г. в 2023 году, и отсутствие у заявителя иного источника финансирования, не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, учитывая, что отсрочка отдаляет исполнение решения суда, вступившего в законную силу более трех лет назад - 16 декабря 2020 г, в отсутствие доказательств, что должником приняты исчерпывающие меры по исполнению решения суда, в том числе, направленные на получение необходимого бюджетного финансирования.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 апреля 2006 г. N 104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статьей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, основания для отсрочки (рассрочки) должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного акта. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не могут рассматриваться в качестве оснований для неисполнения судебного постановления, вступившего в законную силу.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"25. По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов дела следует, что 30 сентября 2019 г. Рубцовской прокуратурой по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях по результатам проверки требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю были выявлены ряд нарушений установленных требований противопожарной безопасности, в связи с чем начальнику учреждения было вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. С момента получения указанного представления ответчику стало известно о необходимости предпринять меры по устранению допущенных нарушений.
Срок исполнения решения суда о возложении на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю обязанности оборудовать помещения средствами противопожарной безопасности, судом первой инстанции был предоставлен до 1 июня 2021 г, который впоследствии неоднократно продлялся: до 1 декабря 2022 г, а затем - до 30 декабря 2023 г. по заявлениям ответчика. Однако в установленные сроки решение суда от 27 августа 2020 г. так и не исполнено. Таким образом, ответчику был предоставлен судом разумный и достаточный срок для исполнения решения суда, объективно позволяющий инициировать разрешение вопроса о выделении средств на осуществление мероприятий, установленных решением суда.
Принимая во внимание, что судом был установлен реальный срок исполнения решения суда, вступившего в законную силу в декабре 2020 года, неоднократное предоставление отсрочки исполнения решения суда, в том числе с учетом необходимости бюджетного финансирования мероприятий по оборудованию исправительного учреждения системой противопожарной безопасности не способствовало и не привело к его исполнению, доводы заявителя о необходимости установления нового срока исполнения решения суда с целью получения дополнительного бюджетного финансирования, т.е. те же доводы, что приводились заявителем при обращении в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в 2021 и в 2022 годах, не могут служить основанием для очередной отсрочки исполнения решения суда.
Обстоятельства, указанные заявителем, не являются исключительными и не могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, которое не исполняется обязанным лицом в течение длительного времени.
Доводы жалобы о том, что отказ в возложении на УФСИН РФ по Алтайскому краю, ФСИН России обязанности в случае недостаточности денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением работ по обеспечению пожарной безопасности ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю привело к неисполнимости решения суда, не являются основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку указанные доводы направлены на оспаривание решения суда, вступившего в законную силу, при этом указанное финансовое обеспечение осуществляется в силу положений закона, устава федерального казенного учреждения в порядке установленном действующим законодательством.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, эти доводы являлись предметом рассмотрения и правовой оценки суда и были правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 по Алтайскому краю" - без удовлетворения.
Судья Т.Ю. Чунькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.