Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Колосовой С.И. и Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-8/2024 (3а-131/2023) по административному исковому заявлению Терещенко А.В. о признании не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Севастополя N 621-ПП от 02 декабря 2022 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований" по апелляционной жалобе Терещенко А.В. на решение Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г.
заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя административного истца Кужелевой Е.С, представителя департамента по архитектуре и градостроительству города Севастополя ФИО10, заключение прокурора Коган Я.М,
УСТАНОВИЛА:
2 декабря 2022 г. Правительством Севастополя принято постановление N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований".
Административный истец Терещенко А.В. обратился в Севастопольский городской суд с требованиями о признании не действующими отдельных положений Правил землепользования и застройки, в части установления в отношении принадлежащему ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны Р-5/0/-3 - природно-ландшафтных территорий.
В обоснование административных исковых требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N. Решением Севастопольского городского Совета N 4114 от 13.12.2005 г. утвержден Генеральный план города Севастополя, который действует в настоящее время. Согласно карте функционального зонирования Генерального плана земельный участок административного истца расположен в функциональной зоне жилой застройки. Такое функциональное назначение земельный участок имел и при его первичном предоставлении в 1992 году, что подтверждается выкипировкой из Генерального плана села Орлиное.
Отнесение принадлежащему административному истцу земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне
Р-5/0/-3 нарушает права административного истца и препятствует использованию земельного участка по его назначению в соответствии с Генеральным планом.
Решением Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления Терещенко А.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований Терещенко А.В.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор считает решение Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Кужелева Е.С, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Севастопольским городским судом, считает решение Севастопольского городского суда от 15 марта 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, просит вынести по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований Терещенко А.В.
Представитель департамента по архитектуре и градостроительству города Севастополя ФИО4, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Севастопольским городским судом, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурором Коган Я.М. в судебном заседании дано заключение о законности решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Правительством Севастополя принято постановление от 2 декабря 2022 года N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований".
Данным постановлением Правительства Севастополя земельный участок, принадлежащий административному истцу, отнесен к территориальной зоне Р-5/0/-3 - природно-ландшафтных территорий.
Последующие изменения, внесенные в оспариваемое постановление, не изменили функциональное зонирование территориальных зон в границах земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - Губернатором город Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, опубликовано 6 декабря 2022 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с положениями части 2 статьи 31, статей 24, 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 1-ЗС, части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", части 1 статьи 23, статьями 6-7, частями 1-3 статьи 8 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа, принявший оспариваемый нормативно-правовой акт, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, введения его в действие и официального опубликования, что также подтверждается судебной практикой (апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 г. по делу N 66а-153/2024).
С указанным выводом судебная коллегия соглашается. Решение суда в указанной части не оспаривается.
Из материалов дела следует, что Терещенко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится на основании подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Пунктом 2 статьи 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется ГрК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.
Так, согласно части 9 статьи 63 ГрК РФ утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия (статьи 1, 30, 31, 32 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территориях Республики Крыма и города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативно правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и Положением об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП.
На основании статьи 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до 1 января 2023 года правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Из обстоятельств дела следует, что на момент принятия Правительством Севастополя оспариваемого постановления от 2 декабря 2022 года N 621-ПП
в городе Севастополе отсутствовал Генеральный план города Севастополя, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Под градостроительным зонированием на основании пункта 6 статьи 1 ГрК РФ понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок их применения и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно материалам дела Терещенко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО6, общей площадью 1000+/-11 кв.м, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) и категорией земель "земли населенных пунктов".
Земельный участок первоначально был сформирован на основании решения исполнительного Орлиновского сельского Совета народных депутатов от 25 марта 1992 г. N 5/24 "О предоставлении земельного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома", согласно которому земельный участок площадью 0, 10 га был предоставлен ФИО6 для строительства жилого дома.
В силу положений Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета от 13 декабря 2005 г. N 4114, земельный участок был расположен в функциональной зоне природно-заповедного фонда, зоне незастроенных территорий.
В соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки земельный участок, принадлежащий административному истцу, включен в зону природно-ландшафтных территорий Р-5/О/-/3.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: город Севастополь, ул. Тенистая, 46 полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории (ООПТ): хозяйственно-селитебной зоне Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", утвержденного постановлением правительства Севастополя от 29.04.2016 г. N 408-ПП "Об утверждении положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский".
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (пункты 1, 4).
Вопрос установления территориальной зоны для земельных участков, расположенных в границах Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский" был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
Согласно протоколу комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки города Севастополя от 9 августа 2022 г. N 1919/01-01-02.11-19/03/22 от 1 сентября 2022 г. повесткой заседание было рассмотрение предложений и замечаний участников публичных слушаний проекта правил землепользования и застройки города Севастополя (Орлиновский внутригородской муниципальный округ).
В пункт 10 протокола указано: изменить территориальную зону для земельных участков, расположенных в границах Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский". территориальные зоны для земельных участков, расположенных в границах Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский" оставить без изменения или перевести в территориальную зону Р-7.
Территория, на которой расположен земельный участок, принадлежащий административному истцу, полностью расположена в границах особо охраняемой природной территории, вместе с тем на указанной территории отсутствует лесной покров, в связи с чем в отношении данной территории разработчиком была установлена территориальная зона природно-ландшафтных территорий Р-5.
В соответствии с правилами землепользования и застройки основной вид разрешенного использования для территориальной зоны Р-7: деятельность по особой охране и изучению природы (таблица 27).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления зоны природно-ландшафтных территорий, в которую вошел земельный участок, принадлежащий административному истцу, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления оспариваемой зоны не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу - ГрК РФ, Земельному кодексу Российской Федерации, Закону города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что нарушений норм градостроительного, земельного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта по делу не установлено, он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Иные доводы административного истца не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Севастопольский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.