Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Колосовой С.И. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-84/2024 (УИД 91OS0000-01-2024-000101-02) по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Пасековой Натальи Викторовны о признании решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2023 г. N 901 "О внесении изменений в решение 26 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" недействующим в части
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2024 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя Администрации города Симферополя Республики Крым Абдуллаевой Э.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Пасековой Н.В. - Звонарёвой Н.И, заключение прокурора Коган Я.М, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Симферопольским городским советом Республики Крым I созыва 20 августа 2015 г. на 26 сессии принято решение N 361 (далее также - Решение N 361) об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее также - НТО, Схема). В приложении N 2 к Решению N 361 приведен Список адресов размещения нестационарных торговых объектов (кроме объектов развозной торговли) на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее также - Список адресов НТО).
Решением 20 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 18 июня 2020 г. N 189 внесены изменения в Решение N 361, в результате которых Список адресов НТО (приложение N 2) дополнен пунктом N 513 с указанием адреса: "адрес", и следующей информации: специализация НТО: иные нестационарные объекты (автомойка); тип торгового объекта: иные нестационарные объекты; количество НТО: 2; период функционирования НТО: круглогодично; площадь НТО, кв.м: 60 кв.м, порядок предоставления места для размещения: аукцион; вид особенности земельного участка, на котором располагается объект: муниципальная (далее также - НТО N 513).
28 ноября 2023 г. Симферопольским городским советом Республики Крым II на 103 сессии принято решение N 901 "О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее также - Решение N 901), которым в приложении N 2 к Решению N 361, в числе прочего исключен пункт 251, под которым в Списке адресов НТО числился НТО N 513.
Индивидуальный предприниматель Пасекова Н.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просила:
признать незаконным и недействующим решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2023 г. N 901 "О внесении изменений в решение 26 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" в части исключения места N 513, расположенного по адресу: "адрес", из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ г. Симферополь Республики Крым ранее существовавших нестационарных торговых объектов, приложение N 2;
признать незаконными действия Администрации города Симферополя Республики Крым по исключению места размещения НТО N 513, расположенного по адресу: "адрес", из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ г. Симферополь Республики Крым из приложения N 2 Решения N 361, выразившиеся: в нарушении порядка размещения НТО, не уведомления о планируемом исключении и не предоставления Пасековой Н.В. компенсационного места; в нарушении Порядка оценки регулирующего воздействия проекта решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2023 г. N 901 "О внесении изменений в решение 26 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что оспариваемое Решение N 901 об исключении из Схемы вышеуказанного НТО N 513 принято в нарушение Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о торговой деятельности) и Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. N 402 (далее - Порядок размещения нестационарных торговых объектов от 23 августа 2016 г. N 402), без должного правового обоснования, что нарушает ее права и законные интересы, поскольку лишает возможности осуществления предпринимательской деятельности в месте расположения НТО.
Определением Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2024 г. требования административного искового заявления Пасековой Н.В. об оспаривании действий Администрации города Симферополя Республики Крым по исключению места размещения НТО N 513 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ г. Симферополь Республики Крым из приложения N 2 к решению 26 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 20 августа 2015 г. N 361 выделены в отдельное производство.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено; судом признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 103 сессии II созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2023 г. N 901 "О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" в части исключения из Списка адресов размещения нестационарных торговых объектов (кроме объектов развозной торговли) на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, являющегося приложением N 2 к Решению N 361, указывающего на размещение места N 513, расположенного по адресу: "адрес", для установки нестационарного объекта (автомойки) для работы круглогодично, площадью 60 кв.м, предоставление которого осуществляется через аукцион, на землях муниципальной собственности; на Симферопольский городской совет Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить сообщение о его принятии на интернет-сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru), а также в журнале "БИБЛИОПОЛИС".
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Симферополя Республики Крым просит отменить обжалуемый судебный акт ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, настаивая на доводах о наличии оснований для исключения НТО N 513 из Схемы в связи с планируемым проведением работ по благоустройству территории, а также об отсутствии нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав, свобод и законных интересов административного истца.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым ходатайствовал о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке в его отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Аналогичное положение в области регулирования торговой деятельности содержится в подпункте "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Закон N 381-ФЗ), устанавливающим запрет для органов местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к созданию на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
На территории Республики Крым отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности регулирует Закон Республики Крым от 5 мая 2015 г. N 92-ЗРК/2015 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым". Согласно статье 8 данного закона органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления, в том числе обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с Порядком размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. N 402 (далее - Порядок N 402), схема размещения НТО - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, состоящий из текстовой и графической частей, содержащих информацию об адресных ориентирах, виде и специализации НТО, площади земельного участка, на котором расположен НТО, периоде размещения НТО, форме собственности земельного участка и др. Схема, а также изменения в нее разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым, с учетом: утвержденных в установленном порядке правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, внутригородских районов; развития сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик соответствующего населенного пункта; нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; особенностей конкретного муниципального образования.
Пунктом 10 Порядка N 402 предусмотрены основания для внесения изменений в Схему размещения НТО, в числе которых новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и/или нестационарных торговых объектов; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов; наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения НТО от хозяйствующих субъектов, организаций АПК, жителей муниципальных образований; строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования; предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым.
Согласно пункту 12 Порядка N 402 об исключении места размещения НТО или НОУ из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению, но не ранее шести месяцев после проведения конкурентных процедур, в случае необходимости освобождения территории, занимаемой в соответствии с договором на размещение НТО или НОУ, при изъятии данного места для муниципальных нужд в связи с:
- необходимостью использования территории, в границах которой находится место размещения НТО или НОУ, для целей, связанных с реализацией государственных или муниципальных программ, развитием улично-дорожной сети, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов, ремонтом и/или реконструкцией автомобильных дорог;
- необходимостью использования территории, в границах которой находится место размещения НТО или НОУ, для целей капитального строительства, размещения объектов благоустройства, реконструкции и (или) создания площадей, скверов, парков, мест общего пользования;
- необходимостью выполнения строительных, профилактических и прочих видов работ на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникациях и других объектах городской инфраструктуры;
- размещением НТО или НОУ в границах сформированного земельного участка, обремененного правами третьих лиц.
Не допускается невключение в Схему мест для размещения НТО или НОУ, а также исключение из Схемы существующих НТО или НОУ на основании решения о нецелесообразности их функционирования (пункт 18 Порядка N 402).
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 16 февраля 2017 г. N 1107 "О размещении нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее - Решение N 1107) утверждены, в том числе Технические требования к размещению нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Технические требования), в пункте 1.7 которых определено, что основаниями для исключения места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденной решением Симферопольского городского совета являются: несоответствие требованиям к размещению НТО (НОУ); если в течение 6 месяцев с даты истечения срока действия ранее заключенного договора на размещение НТО (НОУ) от хозяйствующих субъектов не было подано заявлений на заключение договора на размещение НТО (НОУ) по данному месту; в случае нахождения места размещения НТО (НОУ) на земельных участках, нормативно утвержденное целевое использование которых не допускает размещение НТО (НОУ); отсутствие согласования организацией, в ведении которой находятся инженерные сети, в случае нахождения места размещения НТО (НОУ) в охранной зоне инженерных сетей.
При рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции достоверно установлено, что исполнительным комитетом Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 13 декабря 2013 г. принято решение N 2081 "О рассмотрении заключений о возможности размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на территории г. Симферополя", в приложении к которому указано о выданном физическому лицу -предпринимателю Пасековой Н.В. заключении от 4 декабря 2013 г. N 434 о возможности размещения ею временного сооружения по адресу: "адрес".
Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского городского совета 12 марта 2014 г. Пасековой Н.В. выдан паспорт привязки временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности на объект - группа временных сооружений - боксы для автомойки автомобилей по "адрес", в количестве 2-х штук, общей площадью 60 кв.м, сроком действия до 12 марта 2015 г.
11 марта 2014 г. между исполнительным комитетом Симферопольского городского совета и физическим лицом - предпринимателем Пасековой Н.В. на срок с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г. заключен договор N 17 паевого участия (взноса) владельца временных сооружений (иного объекта для осуществления предпринимательской деятельности) в содержании объектов благоустройства г. Симферополя, согласно условиям которого последняя приняла на себя обязательства по уплате паевого участия (взноса) в содержании объектов благоустройства г. Симферополя за владение стационарным временным сооружением для осуществления предпринимательской деятельности площадью 60 кв.м, расположенным по адресу: "адрес".
В период с 2015-2023 годы административный истец неоднократно обращалась в адрес Администрации г. Симферополя с заявлениями по вопросу заключения с нею договора на размещение нестационарного объекта - двух боксов мойки для автомобилей, площадью 60 кв.м, на землях муниципальной собственности по вышеуказанному адресу, а также о включении в Схему размещения НТО указанного нестационарного объекта, проведении конкурентной процедуры на право заключения соответствующего договора по его размещению.
По результатам рассмотрения торгово-архитектурной комиссией Администрации города Симферополя обращения Пасековой Н.В. от 21 июня 2019 г. решением 20 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 18 июня 2020 г. N 189 внесены изменения в Решение N 361, в результате которых Список адресов НТО (приложение N 2) дополнен НТО N 513.
Обращения административного истца о принятии решения по проведению открытого аукциона на право размещения НТО (автомойки) на территории г. Симферополя, а также о заключении договора на размещение НТО уполномоченными органами рассмотрены, вместе с тем соответствующие решения не приняты, испрашиваемые конкурентные мероприятия не проведены, надлежащее тому обоснование Администрацией города Симферополя в материалы административного дела не представлено.
Приведенные обстоятельства подтверждают заинтересованность Пасековой Н.В. в оспаривании Решения N 901 и, соответственно, несостоятельность доводов автора апелляционной жалобы о не нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца, в том числе ввиду отсутствия у нее надлежащих документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих наличие законного права на размещение НТО.
В подтверждение законности и обоснованности исключения НТО N 513 из Схемы стороной административного ответчика указано на необходимость планируемого проведения работ по благоустройству территории, а именно, в связи с внесением в план на 2024 год работ по занижению газонов в районе "адрес", в подтверждение чего представлены письма МКУ Департамент городского хозяйства от 7 сентября 2023 г. N 1678/03/01-10 и от 27 марта 2024 г. N 2299/03/01-23 (с планом подготовки газонов на 2024 год город Симферополь).
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Решение N 901 в части исключения НТО N 513 из Схемы противоречит указанным выше нормам, имеющим большую юридическую силу, в том числе требованиям Порядка N 402, принято без учета положений Решения N 1107, ввиду недоказанности административным ответчиком наличия предусмотренных в пункте 1.7 Технических требований оснований для его исключения.
Объективных данных того, что планируемые работы по занижению газонов в районе "адрес" обуславливают необходимость исключения НТО N 513 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, административным ответчиком суду не представлено.
Материалы дела также не содержат доказательств осуществления стороной административного ответчика во исполнение требований Порядка N 402 каких-либо действий по возможной компенсации интересов административного истца в момент подготовки проекта Решения N 901 в части исключения НТО N 513 из Схемы, а также при принятии этого нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, ссылаясь на приведенные выше нормативные правовые акты, пришел к правильному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для исключения НТО N 513 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и, установив, что Решение N 901 противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, на основании статьи 215 КАС РФ правомерно признал его не действующим в оспариваемой части
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, они аналогичны позиции Администрации города Симферополя Республики Крым в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.