Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е. и Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-283/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южград" о признании недействующим в части нормативного правового акта
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Южград" на решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2024 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края принят приказ N 3059 от 28 декабря 2023 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Пунктом 38266 Перечня на 2024 год указано здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Южград", являясь собственником указанного здания, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с момента принятия пункт 38266 приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3059 от 28 декабря 2023 г, поскольку здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2024 г. не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Южград" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Южград" просит решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2024 г. отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В возражениях прокурор, участвующий в деле, считает решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ООО "Южград" - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора Ляпиной О.В. о законности решения суда первой инстанции, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности ООО "Южград", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником которого является ООО "Южград" оспариваемым нормативным правовым актом включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2024 г, на основании положений ст.402 НК РФ, "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 апреля 2017 г. N 319 судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав пункт 7 статьи 378.2 НК РФ, положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2017 г. N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ принят департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в вышеуказанный перечень.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует представленным административным ответчиком доказательствам, содержащимся в материалах дела.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из пункта 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", имеет наименование "административное здание", назначение "нежилое", площадь 3028, 6 кв.м, количество этажей: "6", подземной этажностью: "1".
Здание с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "для эксплуатации производственной базы".
Из доводов административного ответчика следует, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в оспариваемый перечень на основании вида его фактического использования.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 объект недвижимого имущества с кадастровым номером N включен в график выездного обследования объектов недвижимого имущества в период с 1 декабря 2022 г. по 30 декабря 2022 г. По адресу объекта недвижимого имущества направлено уведомление о проведении обследования.
Осмотр объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N проведен 19 декабря 2022 г. специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК "Кубаньземконтроль", наделенным приказом департамента от 13 июля 2016 года N 1173 "Об утверждении изменений в устав государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
По результатам обследования составлен акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N от 23 декабря 2022 г, в соответствии с которым установлено, что 24, 7 % общей площади здания используется в целях делового или административного назначения, а также в целях размещения объектов общественного питания.
В соответствии с пунктами 11, 12 порядка N 319 акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26 июня 2017 года N 1266 на заседании, состоявшемся 21 марта 2023 года.
Межведомственная комиссия установила, что вид фактического использования здания с кадастровым номером N соответствует пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
С учетом рекомендации межведомственной комиссии принят приказ департамента от 24 апреля 2023 г. N 881 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", которым определен вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0403020:260, соответствующий пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определением Краснодарского краевого суда от 12 марта 2024 г. на уполномоченный орган возложена обязанность провести обследование нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0403020:260.
Согласно акту обследования от 29 марта 2024 г. объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0403020:260 представляет собой шестиэтажное нежилое здание. На объекте размещена вывеска "Кафе" и электронное табло с датой и временем, вход свободный. Согласно акту обследования установлено, что:
5% общей площади объекта занимает кафе "Добро пожаловать" ИП ФИО6, оборудованное столовой, мягкой мебелью, столом раздачи, микроволновой печью, телевизорами, акустической системой.
Согласно сведениям из ЕГРИП основной деятельностью ИП ФИО6 является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания;
3, 1 % общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО11", оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО11" - торговля общая неспециализированная.
1 % общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО13", оборудованное офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО13" - торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в специализированных магазинах;
0, 7 общей площади объекта занимает помещение ООО " ФИО15", оборудованное офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО ФИО15" - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
9, 9% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО17", оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО17" - торговля оптовая производственным электротехническим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами;
10% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО19", оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО19" - торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
0, 7% общей площади объекта занимает помещение ООО " ФИО21", оборудованное офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО21" - торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
1, 3% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО23 - ФИО24", оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО23 - ФИО24" - торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами;
0, 6% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО28", оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО29" - торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами;
1, 2% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО30", оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО30" - торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями;
3, 1% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО32", оборудованное офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО32" - производство прочих машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства;
4, 9% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО34", оборудованное офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО " ФИО34" - производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;
0, 8% общей площади объекта занимают помещения ООО " ФИО36" (деятельность вспомогательная прочая связанная с перевозками);
2, 9% общей площади объекта занимают помещения ООО ФИО37 (производство подъемно-транспортного оборудования)
Собственник: ООО "Южград", исполняющий обязанности директора - ФИО7/учредитель ФИО8
0, 5% общей площади объекта занимает демонстрационный выставочный зал, в котором расположены выставочные образцы дверей и образцы дверных ручек.
Таким образом, более 40% площади спорного объекта занимают помещения офисов, объекты общественного питания и объекты торговли.
0, 8% общей площади объекта занимают помещения ООО "Южград" (аренда и управление собственным недвижимым имуществом); 0, 2% общей площади объекта занимает архив; 6% общей площади объекта занимают помещения с офисной мебелью; 7, 4% общей площади объекта занимает спортивный зал " ФИО38"; 34, 8% вспомогательные помещения; 5, 1% площади доступ не обеспечен. Среди них 3, 4% закрытые помещения ООО " ФИО39" (торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием), ООО " ФИО40" (торговля оптовая бытовыми электротоварами), ООО " ФИО41" (торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями).
Представителем департамента имущественных отношений Краснодарского края представлены сведения информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на ресурсе "Яндекс.Карты", содержащие общедоступную информацию о том, что в оспариваемом здания расположены кафе " ФИО42", офисы организаций ООО " ФИО43" (аудиотехника, видеотехника), ООО " ФИО17", ООО " ФИО45" и другие.
Представленные представителем административного истца выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не противоречат ранее установленным обстоятельствам, в части сведений о видах экономической деятельности арендаторов.
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает налоговых преференций для собственников зданий, передающих принадлежащие им помещения в аренду иным организациям, независимо от вида их деятельности, в случае если такие помещения отвечают признакам офиса.
При этом значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признак повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 г. N 374-О).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы виды деятельности арендаторов, используемых помещения для размещения офисов, не должны учитываться при оценке акта обследования, составленного в отношении объекта недвижимости.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что здание, принадлежащее административному истцу, обоснованно отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южград" - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.