Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е. и Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-58/2024 по административному исковому заявлению Трещевой Е.Р. к Совету министров Республики Крым о признании недействующим п.13443 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год"
по апелляционной жалобе Совета министров Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя административного истца Полещука Д.В, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Совета министров Республики Крым 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год.
Пунктом 13443 приложения к Перечню на 2024 год указано нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО1, "адрес" "адрес".
Трещева Е.Р, являясь собственником 1/4 части оспариваемого объекта недвижимого имущества, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим с момента принятия п.13443 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование административных исковых требований указала, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества на 2024 год не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. административные исковые требования Трещевой Е.Р. удовлетворены.
Признан недействующим со дня принятия п.13443 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определятся как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером 90:22:010106:5195, расположенного по адресу: ФИО1, "адрес".
В апелляционной жалобе Совет министров Республики Крым считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно акту обследования N 630 от 22.12.2022 г. доля площади, фактически используемой в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 100%. Фактически помещение используется для размещения офисов в соответствии с договором аренды на ДД.ММ.ГГГГ N. Указанные обстоятельства соответствуют требованиями ст.378.2 НК РФ и послужило основание для включения оспариваемого объекта недвижимого имущества в Перечень на 2024 год.
В возражениях на апелляционную жалобу Трещева Е.Р. считает решение Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Совета министров Республики Крым - без удовлетворения.
Представитель административного истца Полещук Д.В, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Верховным Судом Республики Крым, считает решение Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Совета министров Республики Крым - без удовлетворения.
Прокурор Ляпина О.В. считает решение Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. незаконным и подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Трещевой Е.Р.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав Полещука Д.В, заслушав заключение прокурора Ляпиной О.В, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что в общей долевой собственности административного истца Трещевой Е.Р. (1/4 часть), общества с ограниченной ФИО17 ФИО19 ФИО20 и ФИО11 находится нежилое здание, общей площадью 864, 1 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО1, "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником ? части которого является Трещева Е.Р, оспариваемым нормативным правовым актом включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2024 г. судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, ч.3 ст. 2 Закона Республики Крым от 29.05.2014 г. N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", п. 111 Регламента Совета министров Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров N 242 от 06.08.2014 г, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что постановление принято Советом министров Республики Крым в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного кодекса).
Судебной коллегией установлено, что на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие с 01 января 2020 года на основании решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 29 ноября 2019 г. N 47 "О введении на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым налога на имущество физических лиц".
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из пункта 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в Перечень на 2024 год.
При этом судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРН от 29.08.2023 г. здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО1, "адрес" имеет назначение "нежилое", наименование - отсутствует. Указанный объект недвижимого имущества находится в общей долевой собственности у Трещевой Е.Р, ФИО21, ФИО11
Здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО1, "адрес" расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 351+-/7 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "связь" (код-6.8), передан по договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет Трещевой Е.Р, ФИО7, ФИО22.
Технический план на нежилое здание с кадастровым номером N, ГБУ Республики Крым "Крым БТИ", Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым суду не представлен.
Согласно сведениям Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым от 26.02.2024 г. Трещева Е.Р. с 28 апреля 2015 г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП N), статус индивидуального предпринимателя является действующим. Основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) является 68.20 Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом.
При проведении выездного обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N с составлением акта N 630 от 22.12.2022 г, проведенного ГБУ Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" установлено, что объект недвижимости представляет собой нежилое пятиэтажное здание (в том числе подземный этаж (1), площадью 864, 1 кв.м. На фасаде здания имеется информационная табличка с указанием времени работы организации, контактным номером телефона. В помещении здания размещены офисная техника, столы, шкафы с документами, стенды с информацией, то есть установлены признаки размещения в здании офисов, которые подтверждены приложенной к акту обследования фототаблицей. Помещения здания используются в качестве офиса компании, осуществляющей деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Также в здании расположены вспомогательные помещения (сан. узлы, коридоры и лестничные клетки). Доля площади, фактически используемой в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры нежилого здания с кадастровым номером N составляет 100 %.
По поручению суда апелляционной инстанции ГБУ Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" проведено выездное обследование с составлением акта N 414 обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения), по результатам которого установлено, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N представляет собой нежилое пятиэтажное здание (в том числе подземный этаж 1), площадью 864, 1 кв.м. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: связь.
Представителем правообладателя обеспечен доступ не во все помещения объекта.
В здании размещены помещения, используемые в качестве офисных помещений. В помещениях размещены оргтехника, столы, шкафы с документами, стенды с информацией. Помещения здания общей площадью 453, 1 кв.м. (52, 4 %) используются в качестве офиса компании (учебный класс, бухгалтерия, переговорные, маркетинг и реклама, информационное сопровождение и др), осуществляющей деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов " "данные изъяты"", продажа и обслуживание 1С.
Также в здании размещены вспомогательные помещения (сан. узлы, коридоры и лестничные клетки).
На первом этаже нежилого здания расположен магазин общей площадью 108, 1 кв.м. (12, 5 %) по продаже непродовольственных товаров (военное обмундирование). В помещении торгового зала осуществляет деятельность продавец-консультант. Помещение оснащено полками и стеллажами с товаром. Реализуемый товар оснащен соответствующими ценниками.
Из представленных административным истцов документов следует, что общая площадь объекта недвижимости составляет 864, 1 кв.м, из которых 850, 3 кв.м. переданы в аренду ФИО23 на основании договоров аренды N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, а помещения общей площадью 13, 8 кв.м. на основании договоров NА от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ переданы в аренду ФИО24 для осуществления деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных услуг.
ИФНС N 9 по Республике Крым представлена информация, что по адресу: ФИО1, "адрес" "адрес" (ранее "адрес") зарегистрированы ФИО25
Под офисом понимается здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приема клиентов.
В соответствии с пунктом 3.2.3.6 ГОСТ О ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Из актов обследования следует, что помещения, сдаваемые в аренду административным истцом, используются для административной деятельности и торговой деятельности.
Деятельность административных служб, расположенных в здании, связана с осуществлением руководства и управления предприятием, в том числе осуществлением бухгалтерского учета, кадрового обеспечения, делопроизводства, взаимодействия с другими организациями. Из акта обследования следует, что в офисе компании расположены генеральный директор, бухгалтерия, исполнительный директор, отдел по работе с персоналом и др. Таким образом, помещения, используемые для размещения административных служб, полностью соответствуют понятию "офис".
Площадь здания, используемая для офисов и другой сопутствующей инфраструктуры составляет 453, 1 кв.м. или 52, 4 % от общей площади объекта недвижимого имущества.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть сооружения, специально оснащенные оборудование, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 30.06.2023 г. N 469-ст под торговой деятельностью (торговлей) подразумевается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
При проведении обследования здания уполномоченным на то органом достоверно установлено, что 108, 1 кв.м. или 12, 5 % от общей площади здания занято торговыми объектами.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что спорное здание правомерно включено в Перечень на 2024 г. на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не менее 20% от общей площади здания фактически используется в целях размещения торговых объектов, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Доводы административного истца Трещевой Е.Р. об использовании оспариваемого здания в целях, не предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, опровергаются представленными по делу доказательствами.
Удовлетворяя заявленные требования об исключении из Перечня на 2024 г. нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО1, "адрес" суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего административного дела, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении административных исковых требований Трещевой Е.Р. о признании недействующим п.13443 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части включения в него нежилого здания, общей площадью 864, 1 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО1, "адрес" "адрес" - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.