Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ковалёва С.А, судей Кургуновой Н.З, Юдановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анадырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному предприятию Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" о возложении обязанности провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения по кассационной жалобе государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" на решение Анадырского городского суда от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 8 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ковалёва С.А, выслушав пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ - Плетнёвой С.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Анадырский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к государственному предприятию Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - государственное предприятие) с исковыми требованиями с учетом их уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ о возложении обязанностей провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городских поселениях Угольные Копи и Беринговский, а также централизованных систем водоснабжения в сельских поселениях Алькатваам, Ваеги, Канчалан, Марково, Мейныпильгыно, Снежное, Усть-Белая и Хатырка Анадырского муниципального района в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация Анадырского муниципального района.
Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 30 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела суда Чукотского автономного округа от 8 февраля 2024 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
От Анадырского межрайонного прокурора, администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых они просят обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", Администрации Анадырского муниципального района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивших возражений на кассационную жалобу, проверив материалы дела, полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" является организацией осуществляющей деятельность по оказанию услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения на территории городских поселений Беринговский и Уголные Копи, сельских поселений Алькатваам, Ваеги, Канчалан, Марково, Мейныпильгыно, Снежное, Усть-Белая и Хатырка Анадырского муниципального района.
Для осуществления указанной деятельности государственному предприятию передано для эксплуатации муниципальное имущество, в том числе сети холодного и горячего водоснабжения.
По результатам проведенной в 2023 году Анадырской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о водоснабжении и охране вод установлено, что государственным предприятием при осуществлении указанной деятельности в нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении не проводится техническое обследование эксплуатируемых предприятием систем централизованного водоснабжения и водоотведения.
В исковом заявлении указано, что не проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения не позволяет надлежащим образом определить технические характеристики объектом водоснабжения и водоотведения, степень их физического износа, соответствие показателям надежности, качества, энергетической эффективности, что влияет на качество предоставляемых населению и организациям коммунальных услуг, на обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, нарушает права граждан жилищно-коммунальной сфере и создает угрозу нормальному функционированию систем жизнеобеспечения перечисленных населенных пунктов, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по проведению обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городском поселении Угольные Копи, сельских поселениях Ваеги, Канчалан, Марково, Снежное, Усть-Белая Анадырского муниципального района ссылаясь на то, что сети централизованного водоснабжения указанных населенных пунктов не были переданы государственному предприятию в установленном порядке на каком -либо правовом основании.
Согласно статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (п.1).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.4).
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п.5).
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.6).
Статьей 37 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено требование об обязательном проведении техническому обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.3 данной стати техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Согласно части 6 названной нормы обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования).
По данному делу судами установлено, что государственным предприятием в нарушение приведенных требований закона не проводилось техническое обследование эксплуатируемых централизованных систем водоснабжения и водоотведения в перечисленных выше населенных пунктах.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Довод ответчика о том, что требования прокурора предъявлены, в том числе в отношении бесхозяйных сетей водоснабжения (водоотведения), которые государственному предприятию для эксплуатации не передавались, не опровергает выводов судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в данной части.
В соответствии с приведенными выше положениями Закона о водоснабжении и водоотведении, в обязанности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение входит, в том числе эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, которая включает в себя техническое обследование этих сетей.
При этом законом предусмотрен механизм компенсации соответствующих расходов таким организациям в рамках тарифного регулирования.
Отсутствие передаточного акта в отношении бесхозяйных сетей, на что указывает заявитель в жалобе, не освобождает организацию ответчика от осуществления деятельности по осуществлению деятельности по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению с соблюдением установленных законом требований.
Спор разрешен в пределах заявленных требований, решение принято с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке оспариваемых постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анадырского городского суда от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.