Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника юридического лица Моисеенко О.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 100 Фрунзенского судебного района города Владивостока Приморского края от 22 июня 2023 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 1 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 100 Фрунзенского судебного района города Владивостока Приморского края от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 1 августа 2023 года, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Моисеенко О.Г. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения установлена частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ), они выражаются в необходимости проведения определённых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются положением о ней, утверждаемым Правительством Приморского края.
Подпунктом 3 пункта 16 положения о Приморской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 16 декабря 2005 года N 282-па, установлено, что министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края участвует в мероприятиях по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий на территории Приморского края, в том числе: организует прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на территории лесного фонда в Приморском крае; организует предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах на землях лесного фонда, возникших вследствие лесных пожаров, а также тушение ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации; проводит закупки товаров, работ, услуг для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; создаёт резерв пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов за счёт субвенции из федерального бюджета; организует охрану территории лесного фонда в Приморском крае от массового поражения леса болезнями и вредителями; организует управление рисками возникновения лесных пожаров, массового поражения леса болезнями и вредителями на землях лесного фонда.
Как установлено по делу, должностными лицами Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю проведена внеплановая выездная проверка министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края.
В результате проведённой проверки было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут юридическим лицом - министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по адресу: "адрес", в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "О нормативах обеспечения субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", пункта 3 статьи 9 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территорий Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпункта 3 пункта 16 положения о Приморской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 16 декабря 2005 года N 282-па, пунктов 3, 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614:
- штат работников наземной охраны лесов от пожаров не укомплектован до нормативов обеспечения при нормативной численности в 360 человек, укомплектован по количеству штата 280 человек, что на 80 человек меньше нормы укомплектования;
- в целях профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных лесным пожарами, на территории Приморского края не в полном объёме осуществляется очистка и прокладка минерализованных полос, отделяющих территорию лесного фонда от земельных категорий, в целях обеспечения преграды перехода пожара на территорию лесного фонда, с учётом произошедших лесных пожаров в период с 2019 по 2022 годы в 15, 19, 25, 31, 35, 37, 47, 53 кварталах Ильинского участкового лесничества, в 37, 45 кварталах Комиссаровского участкового лесничества, Ханкайского муниципального округа минерализованные полосы не очищены, не обновлены, функции противопожарной преграды не выполняют, аналогично на территории Шкотовского муниципального района, Чугуевского муниципального округа, Уссурийского городского округа, Тернейского муниципального округа, Спасского муниципального района, Пограничного муниципального района, Партизанского муниципального района, Партизанского городского округа, Красноармейского муниципального района, Дальнегорского городского округа, Дальнереченского муниципального района.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом внеплановой документарной и выездной проверки осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органу государственной власти Приморского края полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по организации охраны лесов в части подготовки к пожароопасному сезону от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 указанного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что штат работников наземной охраны лесов от пожаров укомплектован в полной мере для полноценного мониторинга и тушения лесных пожаров на всей территории Приморского края, и о том, что очистка и прокладка минерализованных полос является обязанностью правообладателей земельных участков, а не министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение заявителя жалобы о том, что оценка необходимости и полноты выполнения мероприятий противопожарного обустройства лесов на землях лесного фонда не входит в полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, считаю несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ государственный надзор за реализацией федеральными органами исполнительной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит организация и осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Задачами проверки, в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки, являлись контроль реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, нормативно-правовым актам Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также принятым нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятие мер по результатам проведения проверки.
В данном случае проверка проводилась в целях контроля исполнения положений, предусмотренных постановлением администрации Приморского края от 16 декабря 2005 года N 282-па "Об утверждении Положения о Приморской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", что входит в полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предоставленные действующим законодательством.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ниже низшего предела в соответствии с правилами части 3.2. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 100 Фрунзенского судебного района города Владивостока Приморского края от 22 июня 2023 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 1 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Моисеенко О.Г. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения министерства лесного хозяйства к административной ответственности за неисполнение обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций, установленных законодательством. Нарушения, выявленные в ходе проверки, касались недостаточной укомплектованности штата и неэффективного выполнения мероприятий по предупреждению лесных пожаров. Жалоба защитника отклонена, решения нижестоящих судов оставлены без изменения.