Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-89/2024 по административному исковому заявлению Алексеева А.С. об оспаривании нормативного правового акта в части, с апелляционной жалобой представителя административного истца Алексеева А.С. - Спицына Е.В. на решение Красноярского краевого суда от 6 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного истца Спицына Е.В, представителя административного ответчика Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края Беззубовой А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алексеев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующими следующие решения Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края:
- от 23 ноября 2018 года N 28-175-р "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся на территории муниципального образования Ирбейский район, не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации";
- от 28 февраля 2019 года N 31-211р "О внесении изменений в решение Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 ноября 2018 года N 28-175-р "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся на территории муниципального образования "адрес", не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации";
- от 23 июня 2020 года N 41-316р "О внесении изменений в решение Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 ноября 2018 года N 28-174-р "Об утверждении Положения о порядке вырубки деревьев и кустарников на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "адрес", а также земельных участках, находящихся на территории муниципального образования "адрес", государственная собственность на которые не разграничена (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса), не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации".
В обоснование требований иска указано, что в отношении Алексеева А.С. возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно предъявленному обвинению земельный участок, на котором была осуществлена незаконная рубка деревьев, находится за границами земель лесного фонда, в то время как предметом преступления, предусмотренного статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, не являются деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, поэтому определение размера материального ущерба с применением оспариваемых решений противоречит пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21.
Решением Красноярского краевого суда от 6 февраля 2024 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Спицын Е.В. просит решение отменить.
Повторяя доводы административного искового заявления, ссылаясь на положения статей 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что предметом преступления, предусмотренного статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, деревья и кустарники, произрастающие на землях сельхозназначения, не являются, в связи с чем при их рубке не может применяться расчет ущерба в 50-кратном размере, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года N 1730, с учетом ставок платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся в муниципальном образовании " "адрес"", утвержденных оспариваемыми решениями. В обоснование своей позиции приводит информационное письмо "данные изъяты" от 13 февраля 2023 года, адресованное "данные изъяты".
Апеллянт также указал, что поскольку Уставом Ирбейского района Красноярского края не предусмотрено право принимать решения о порядке вырубки, установлении платы, штрафных санкций при вырубке лесных насаждений, порядке расчетов, связанных с вырубкой лесных насаждений, то Совет депутатов Ирбейского района Красноярского края принял оспариваемые решения в отсутствие на то полномочий.
Кроме того, по мнению автора жалобы, положение о порядке вырубки деревьев и кустарников на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования " "адрес"" противоречит постановлению правительства РФ от 21 сентября 2020 года N 1509 в части порядка вырубки деревьев и кустарников, расположенных на землях сельхозназначения.
Решением Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 ноября 2018 года N 28-175-р установлены ставки платы за единицу объема лесных насаждений ресурсов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования " "адрес"", а также земельных участках, расположенных на территории муниципального образования " "адрес"", государственная собственность на которые не разграничена, не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации.
Данные ставки установлены на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Указанным постановлением установлены ставки применительно к лесным участкам, находящимся в федеральной собственности, однако, ставки, примененные к насаждениям, произрастающим на землях сельхозназначения, находящихся на территории муниципального образования " "адрес"", таковыми не являются, в связи с чем апеллянт делает вывод о противоречии решения от 23 ноября 2018 года N 28-175-р постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Спицын Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика "адрес" Совета депутатов Красноярского края Беззубова А.А. в судебном заседании возражала по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено при настоящей явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
23 ноября 2018 года Ирбейским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение N 28-175-р "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся на территории муниципального образования "адрес", не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации" (далее - решение от 23 ноября 2018 года N 28-175-р), которое было опубликовано 23 ноября 2018 года в газете "Ирбейский вестник" N 26 и в соответствии с пунктом 3 данного решения вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
28 февраля 2019 года Ирбейским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение N 31-211р "О внесении изменений в решение Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 ноября 2018 года N 28-175-р "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся на территории муниципального образования "адрес", не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации"" (далее - решение от 28 февраля 2019 года N 31-211р), которое было опубликовано 5 марта 2019 года в газете "Ирбейский вестник" N 4 и в соответствии с пунктом 3 данного решения вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
23 июня 2020 года Ирбейским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение N 41-316р "О внесении изменений в решение Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 ноября 2018 года N 28-174-р "Об утверждении Положения о порядке вырубки деревьев и кустарников на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "адрес", а также земельных участках, находящихся на территории муниципального образования "адрес", государственная собственность на которые не разграничена (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса), не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации"" (далее - решение от 23 июня 2020 года N 41-316р), которое было опубликовано 23 июня 2020 года в газете "Ирбейский вестник" N 15 и в соответствии с пунктом 3 данного решения вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Указанные нормативные правовые акты приняты Ирбейским районным Советом депутатов Красноярского края в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Довод апелляционной жалобы о том, что Совет депутатов Ирбейского района Красноярского края принял оспариваемые решения в отсутствие на то полномочий, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Согласно подпунктам 3, 9 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктам 3, 10 пункта 1 статьи 9, пунктом 2 статьи 9.1 Устава Ирбейского района к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а так же предусмотрено право решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований.
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в частности: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1), установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (пункт 2); установление ставок платы за единицу объема древесины (пункт 3).
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно пункту 1 статьи 8, пункту 1 статьи 18, подпунктам 5, 21 пункта 1 статьи 20 Устава Ирбейского района Красноярского края Ирбейский районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района. К компетенции Совета отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. решение иных вопросов, отнесенных к компетенции районного Совета депутатов федеральными и законами Красноярского края, а также данным Уставом.
В силу приведенных норм Совет депутатов Ирбейского района Красноярского края правомочен устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования " "адрес"", а так же на землях, расположенных на территории муниципального образования " "адрес"", государственная собственность на которые не разграничена, не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации, а также определять порядок вырубки деревьев и кустарников на указанных земельных участках.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые административным истцом положения нормативных правовых актов не противоречат законодательству большей юридической силы и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Данные выводы судебная коллегия находит верными, основанными на правильном применении норм материального права.
По мнению административного истца, оспариваемые им акты противоречат положениям статей 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Как правильно указано в обжалуемом решении суда, уголовно-правовые нормы имеют иной предмет регулирования, поэтому оспариваемые нормативные положения не могут им противоречить.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации не является нормативным правовым актом, и на соответствие ему решения Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края не подлежат проверке.
Оспариваемые нормативные правовые акты в действующих редакциях непосредственно не регулируют вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Последний абзац приложения к решению от 23 ноября 2018 года N 28-175-р, предусматривающий, что при незаконной рубке насаждений, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, применять 50-кратную стоимость древесины хвойных пород диаметром от 12 см, деревьев лиственных пород диаметром от 16 см, исчислять по ставкам за единицу объема лесных ресурсов, исключен решением Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 июня 2020 года N 41-317р. Решение от 23 ноября 2018 года N 28-175-р в редакции, действовавшей до внесения названных изменений, к административному истцу не применялось.
Пункт 2.18 Положения о порядке вырубки, утвержденное решением от 23 июня 2020 года N 41-316р, имеет отсылочный характер, предусматривая, что расчет размера компенсационной платы за уничтожение или повреждение зеленых насаждений без разрешительной документов производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1730.
Несоответствие ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных в решении от 23 ноября 2018 года N 28-175-р, ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, установленным в таблице 1 постановления от 22 мая 2007 года N 310 для второго Восточно-Сибирского лесотаксового района, к которому относятся леса "адрес", не свидетельствует о противоречии между указанными нормативными правовыми актами, регулирующими разные правоотношения, соответствие между указанными нормативными правовыми актами не предполагается.
Таким образом, оснований для вывода о противоречии оспариваемых актов требованиям федерального законодательства в сфере охраны окружающей среду не имеется.
В данном случае судом разрешался вопрос о законности нормативных правовых актов по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого судом проведена проверка на соответствие их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Доводы административного истца о том, что в уголовном деле, возбужденном в отношении него по факту незаконной рубки деревьев, при определении размера ущерба не подлежат применению оспариваемые нормативные правовые акты, выходят за рамки судебной проверки в рамках абстрактного нормоконтроля, поэтому оценке в настоящем административном деле не подлежат.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 6 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Алексеева А.С. - Спицына Е.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.