Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению акционерного общества "Абаканская ТЭЦ" к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Ж.А, возражения представителя акционерного общества "Абаканская ТЭЦ" О.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Абаканская ТЭЦ" (далее - предприятие, общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, орган регулирования) от 15 декабря 2023 года N 52-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для АО "Абаканская ТЭЦ" на 2024-2028 годы для потребителей г. Абакана, г. Черногорска, п. Усть-Абакан (системы теплоснабжения 01, 03), п. Опытное" (далее - Приказ N 52-т).
Требования мотивированы тем, что данный приказ нарушает права и законные интересы предприятия на получение экономически обоснованного дохода при осуществлении регулируемого вида деятельности по поставке тепловой энергии. Общество полагает, что орган регулирования, в нарушение требований пунктов 121, 122, 124 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", установилтариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) г. Абакана и г. Черногорска путем определения числового значения компонента на тепловую энергию, поставляемую потребителям, не учитывая экономические изменения за период с 1 декабря 2021 года по 1 января 2024 года, в этой связи административный истец просит признать пункты 2 и 3 приложения N 4 к Приказу N 52-т в части значения компонента на тепловую энергию в тарифе на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей г. Абакана и г. Черногорска на период с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующими с даты принятия.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 26 марта 2024 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что оспариваемый приказ принят в полном соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", и в соответствии с полномочиями Госкомтарифэнерго Хакасии.
Полагает, что судом не дана надлежащая оценка относительно того, что для установления значения компонента на тепловую энергию (мощность) необходимо наличие двух условий: наличие соглашение сторон договора теплоснабжения и предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом регулирования.
Считает, что в связи со сменой единой теплоснабжающей организации в муниципальных образованиях г. Абакан и г. Черногорск и отсутствием правопреемства АО "Абаканская ТЭЦ" в отношении обязательств АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" относительно соглашений об исполнении схемы теплоснабжения, заключенных с администрациями г. Абакана и г. Черногорска, отсутствием новых соглашений об исполнении схемы теплоснабжения, в ценовых зонах теплоснабжения фактически снова начался переходный период, на время которого компонент на тепловую энергию подлежит регулированию.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, акционерное общество "Абаканская ТЭЦ" выражают мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 18 статьи 2, статьи 8 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В силу пунктов 1.1 и 2.1.6 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года N 175, Госкомтарифэнерго Хакасии является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением требований к его форме, процедуре принятия и введению в действие. В указанной части решение суда не обжалуется.
Акционерное общество "Абаканская ТЭЦ", осуществляющее деятельность по поставке теплоносителя, горячей воды, в том числе потребителям г. Абакана и г. Черногорска, оспаривает Приказ N 52-т в части установления пунктами 2 и 3 приложения N 4 к данному приказу значения компонента на тепловую энергию в тарифе на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей г. Абакана и г. Черногорска на период с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года в размере 1284, 50 и 1351, 37 руб./Гкал, соответственно.
Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 23.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении, ценовые зоны теплоснабжения - это поселения, муниципальные округа, городские округа, определяемые в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона, и территории отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселений, муниципальных округов, городских округов, определяемые в соответствии с частями 7.3 и 7.4 статьи 29 настоящего Федерального закона, в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям таких поселений, муниципальных округов, городских округов и территорий отдельных населенных пунктов, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 23.2 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено, что предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) - это устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 34 статьи 2 Закона о теплоснабжении переходный период в ценовых зонах теплоснабжения - это период, который начинается со дня вступления в силу принятого в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона решения об отнесении поселения, муниципального округа, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, а в случае, предусмотренном частью 7.4 статьи 29 настоящего Федерального закона, со дня образования новых поселения, муниципального округа, городского округа или изменения границ поселения, муниципального округа, городского округа, установленного соответствующим законом субъекта Российской Федерации, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в случаях, указанных в частях 12.1 - 12.4 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также следующих видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: 1) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность); 2) тарифы на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 части 1 настоящей статьи; 3) тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию; 4) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае, установленном частью 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов), указанных в пунктах 2 - 4 части 6 настоящей статьи, в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется в соответствии со статьями 7 - 11 настоящего Федерального закона, основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с учетом положений частей 9 и 10 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении числовые значения тарифов на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленных в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи в виде формулы двухкомпонентных тарифов, определяются единой теплоснабжающей организацией. При этом компонент на тепловую энергию равен цене на тепловую энергию (мощность), определенной в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Компонент на теплоноситель определяется равным тарифу на теплоноситель, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении установлено, что цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 настоящего Федерального закона, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Единая теплоснабжающая организация в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями раскрывает информацию о числовых значениях компонентов тарифа на горячую воду, а также представляет ее в орган регулирования в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении)
В соответствии с пунктом 119 Основ ценообразования в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения применяются принципы, методы и особенности определения цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения в соответствии с разделами I - VII настоящего документа, за исключением положений пункта 105(1) настоящего документа.
Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленные в переходный период (в том числе в поселениях, городских округах до отнесения их к ценовым зонам теплоснабжения) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, за исключением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), включенных в концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договор аренды указанных объектов, заключенные с теплоснабжающими организациями, которым не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и теплосетевыми организациями, действуют до окончания переходного периода.
Согласно пункту 120 Основ ценообразования после окончания переходного периода в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, положения разделов I - VII настоящего документа, за исключением положений пункта 105(1) настоящего документа, применяются в отношении регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, указанных в пункте 121 настоящего документа, с учетом особенностей, предусмотренных положениями настоящего раздела.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 121, пунктом 124 Основ ценообразования после окончания переходного периода к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Тариф на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливается органом регулирования в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию равен цене на тепловую энергию (мощность), определенной соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом регулирования.
Компонент на теплоноситель определяется равным тарифу на теплоноситель, установленному органом регулирования в соответствии с настоящим документом.
Пунктом 154(1) Методических указаний установлено, что после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают тарифы на горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в виде формулы двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель, определяемого в соответствии с пунктом 155 настоящих Методических указаний, и компонента на тепловую энергию, определяемого в соответствии с пунктом 156(1) настоящих Методических указаний.
Согласно пункту 156(1) Методических указаний значение компонента на тепловую энергию после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения определяется единой теплоснабжающей организацией по формуле:
где: - компонент на тепловую энергию, руб./Гкал; - цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом регулирования тарифов, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", руб./Гкал.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела распоряжениями от 18 марта 2021 года N 668-р, N 670-р Правительство Российской Федерации отнесло муниципальное образование г. Абакан и муниципальное образование г. Черногорск к ценовым зонам теплоснабжения.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15 ноября 2021 года N 31-т на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года для ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования г. Черногорск установлен предельный уровень цены на тепловую энергию в размере 1459, 93 руб./Гкал.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 ноября 2021 года N 40-т на период с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2021 года для ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования г. Абакан установлен предельный уровень цены на тепловую энергию в размере 1389, 26 руб./Гкал.
Таким образом, в связи с принятием данных приказов, на основании пункта 34 статьи 2 Закона о теплоснабжении, переходный период в указанных ценовых зонах завершен и числовое значение компонента на тепловую энергию в двухкомпонентном тарифе на горячую воду в открытой системе теплоснабжения должно было определяться соглашением сторон договора теплоснабжения, а не органом регулирования.
Кроме того, факт завершения переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения - муниципальных образованиях г. Абакан и г. Черногорск подтвержден решениями Абаканского городского суда от 22 сентября 2023 года по делу N 2-2964/2023 и от 16 января 2024 года по делу N 2-15/2024.
Согласно пункту 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденному приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года N 163 тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) в виде формулы двухкомпонентного тарифа после завершения переходного периода утверждаются по форме Приложения N 9.1 Приложения N 1, где в столбце "Компонент на тепловую энергию, руб./Гкал" указывается: "Числовое значение определяется единой теплоснабжающей организацией равным цене на тепловую энергию (мощность), определенной соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом регулирования".
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению административного ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия не мог утверждать числовое значение компонента на тепловую энергию.
Доводы Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что в связи со сменой единой теплоснабжающей организации в муниципальных образованиях г.Абакан и г.Черногорск и отсутствием правопреемства АО "Абаканская ТЭЦ" в отношении обязательств АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" относительно Соглашений об исполнении схемы теплоснабжения, заключенных с администрациями г.Абакана и г.Черногорска, отсутствием новых соглашений об исполнении схемы теплоснабжения, в ценовых зонах теплоснабжения фактически снова начался переходный период, на время которого компонент на тепловую энергию подлежит регулированию, получили надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены республиканским судом, как противоречащие действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Позиция суда подробно и аргументированно изложена в решении, оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Верховного Суда Республики Хакасия имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.