Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Николаевские инженерные сети" к комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, апелляционным представлением прокуратуры Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 15 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края М.Д, возражения представителя муниципального унитарного предприятия "Николаевские инженерные сети" В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
муниципальное унитарное предприятие "Николаевские инженерные сети" (далее - МУП "Николаевские инженерные сети", предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, орган регулирования) от 12 июля 2023 года N 23/18 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2022 года N 47/101 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей муниципального унитарного предприятия "Николаевские инженерные сети" в городе Николаевске-на-Амуре" со дня приятия.
В обоснование заявленных требований указано, что при корректировке тарифов на второй год долгосрочного периода регулирования (2024 год) орган регулирования необоснованно отказал во включении в состав необходимой валовой выручки фактических и плановых затрат предприятия по статьям "Амортизационные расходы", "Операционные расходы" в части расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а также указано на необоснованность применения коэффициента отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов от их плановых значений по итогам 2022 года. Оспариваемое решение комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края повлекло уменьшение необходимой валовой выручки на 2024 год, что нарушает право административного истца на получение экономически обоснованного объема финансовых средств для деятельности предприятия.
Решением Хабаровского краевого суда от 15 марта 2024 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12 июля 2023 года N 23/18 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2022 года N 47/101 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей муниципального унитарного предприятия "Николаевские инженерные сети" в городе Николаевске-на-Амуре", признано в части пунктов 1.1.2, 1.2, недействующим с даты принятия.
В удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Николаевские инженерные сети" в части возложения на комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обязанности принять новое постановление об утверждении тарифов на 2024 год с учетом увеличения необходимой валовой выручки на 14541, 21 тыс.руб. отказано.
В апелляционной жалобе комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, полагая постановленный судебный акт незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что на основании положений пункта 43 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", подпункта "д" пункта 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641, по статье "Амортизация" в приоритетном порядке учитываются амортизационные средства по объектам основных средств и нематериальных активов, приобретенным предприятием за счет собственных средств.
В случае, если размера этих средств недостаточно для финансирования имеющейся у регулируемой организации инвестиционной программы, учитываются и амортизационные начисления по объектам, приобретенным за счет средств бюджетной системы, в размере недостающих средств.
Необходимым условием начисления амортизации на объекты, построенные за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в данном случае муниципальное имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения) является не само по себе наличие инвестиционной программы, а учет указанных объектов в инвестиционной программе.
Апеллянт полагает, что вопрос начисления амортизации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета является предметом рассмотрения органа регулирования после определения объема имущества в отношении которого рассчитанная амортизация может быть компенсирована через тарифный источник.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования амортизация на объекты, закрепленные за предприятием на праве хозяйственного ведения, может быть учтена в тарифе только в том случае, если амортизационные отчисления на эти объекты были учтены при утверждении инвестиционной программы. Указанное требование носит императивный характер и его нарушение ведет к нарушению порядка ценообразования.
При утверждении инвестиционной программы были учтены как амортизационные отчисления на объекты основных средств, находящиеся у предприятия на праве хозяйственного ведения, так и на объекты основных средств, приобретенные за счет собственных средств. Требований о приоритетном учете при утверждении инвестиционных программ основных средств, находящихся на праве хозяйственного ведения, федеральное законодательство не содержит.
Административный ответчик выражает несогласие с выводом суда о необоснованном исключении амортизационных начислений по экскаватору "данные изъяты", поскольку в нарушение требований статей 22, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и положений Устава самой регулируемой организации, в материалы тарифного дела сведений о согласии собственника имущества на приобретение экскаватора "данные изъяты" представлено не было, также как не были представлены документы, подтверждающие фактическое приобретение данного имущества.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда в части удовлетворенных административных исковых требований отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части.
По мнению апеллянта, выводы суда первой инстанции о том, что при установлении тарифа подлежали учету амортизационные отчисления на муниципальное имущество, переданное административному истцу до утверждения инвестиционной программы, противоречат требованиям законодательства, поскольку в силу прямого указания пункта 43 Основ ценообразования, амортизационные отчисления на основные средства, построенные за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и переданные предприятию на праве хозяйственного ведения, учитываются в тарифе, если указанные объекты учтены в инвестиционной программе.
В этой связи, расходы на амортизацию, основных средств, построенных за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не учтенные в инвестиционной программе, не подлежат учету при тарифном регулировании.
Кроме того, прокурор полагает, что амортизационные начисления, рассчитанные административным истцом по результатам 2022 года в отношении экскаватора "данные изъяты", поставленного на баланс 26 января 2022 года, обоснованно не учтены административным ответчиком, ввиду отсутствия документов, подтверждающих экономическую обоснованность понесенных истцом затрат на приобретение указанного объекта.
Муниципальное унитарное предприятие "Николаевские инженерные сети" в представленных возражениях на апелляционную жалобу комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края выражает мнение о законности решения суда первой инстанции и необоснованности доводов жалобы.
До начала рассмотрения судом апелляционной инстанции административного дела по существу поступило письменное заявление участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края Е.Г. об отказе от апелляционного представления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствие со статьей 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Право отказаться от апелляционной жалобы, представления является одним из распорядительных полномочий, составляющих содержание принципа диспозитивности в административном процессе.
Учитывая, что от участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края Е.Г. до вынесения судом апелляционного определения поступило заявление об отказе от апелляционного представления, отказ совершен в процессуальной форме, которая не противоречит закону, обстоятельств, препятствующих прекращению производства по данному апелляционному представлению не имеется, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять отказ участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края Е.Г. от апелляционного представления и прекратить по нему апелляционное производство.
При этом в силу части 4 статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекращение производства по апелляционному представлению в связи с отказом от него не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.2, 4.2.1 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года N 142-пр, комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования, который регулирует, в том числе, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с федеральным законодательством.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования, правил введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктами 2, 3, 24, 25, 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности. Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования. Расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2022 года N 47/101 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей муниципального унитарного предприятия "Николаевские инженерные сети" в городе Николаевске-на-Амуре" утверждены: долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с использованием метода индексации установленных тарифов на период долгосрочного регулирования 2023 - 2027 годы; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере питьевого водоснабжения (НВВ предприятия) на период 2023 - 2027 годов. Установлены и введены в действие с 01 декабря 2022 года тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей МУП "Николаевские инженерные сети" в городе Николаевске-на-Амуре.
Подпунктами 2.2, 2.3 постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2022 года N 47/101 установлены тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на второй год долгосрочного периода регулирования: с 01 января 2024 по 30 июня 2024 - в размере 60, 58 за 1 куб.м, с 01 июля 2024 по 31 декабря 2024 - в размере 60, 68 за 1 куб.м. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере питьевого водоснабжения (НВВ организации) на 2024 год определены в размере 116596, 8 тыс. рублей.
МУП "Николаевские инженерные сети" 28 апреля 2023 года обратилось в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением об установлении (корректировке) тарифов на водоснабжение на 2024 год.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12 июля 2023 года N 23/18 произведена корректировка тарифов на 2024 год. Содержание постановления Комитета от 25 ноября 2022 года N 47/101 (подпунктов 2.2, 2.3) изложено в следующей редакции: с 01 января 2024 по 30 июня 2024 - в размере 56, 59 руб. за 1 куб. м, с 01 июля 2024 по 31 декабря 2024 - в размере 56, 59 руб. за 1 куб. м.; в графу 4 строки "2024" таблицы "Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере питьевого водоснабжения" цифры "116596, 8" заменены цифрами "110498, 75" (пункты 1.1.2, 1.2 постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12 июля 2023 года N 23/18).
Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа.
Подпунктом "д" пункта 73 Основ ценообразования определено, что корректировка необходимой валовой выручки осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях, включающей показатели степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды холодного водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения.
Органом регулирования, при корректировке тарифа на 2024 год, дельта необходимой валовой выручки скорректирована в сторону уменьшения с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов от плановых значений, с чем административный истец не согласен, полагая, что в данном случае подлежало применению постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2022 года N 582.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2022 года N 582 "Об особенностях установления (корректировки) тарифов регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения в 2022 и 2023 годах" установлен мораторий на применение подпункта "д" пункта 73 Основ ценообразования при установлении (корректировке) в 2022 и 2023 годах тарифов регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае неисполнения обязательств по созданию и (или) реконструкции, модернизации объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы в 2022 году.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 18 декабря 2021 года N 1865-р утверждена инвестиционная программа МУП "Николаевские инженерные сети" по развитию системы водоснабжения города Николаевска-на-Амуре на 2022-2024 годы. Инвестиционной программой определен перечень мероприятий по реконструкции объектов системы водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности и переданных предприятию на праве хозяйственного ведения, и срок выполнения работ (реализации программы). Инвестиционной программой установлены плановые показатели надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованной системы водоснабжения.
В свою очередь, намеченные на 2022 год мероприятия инвестиционной программы выполнены в срок, а утвержденные плановые значения показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения МУП "Николаевские инженерные сети" не достигнуты.
При таких данных, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у Комитета оснований для применения положений подпункта "д" пункта 73 Основ ценообразования по причине не достижения предприятием утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения, а также неприменения моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2022 года N 582.
Также краевым судом, с учетом требований пунктов 15, 52, 73, 75, 79, 80 Основ ценообразования, пунктов 17, 45, 84 Методических указаний, дана надлежащая правовая оценка обоснованности отказа органом регулирования во включении в необходимую валовую выручку компенсации расходов по фонду оплаты труда, связанных с увеличением в 2022 году минимального размера оплаты труда и планируемым его увеличением с 01 января 2024 года, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, последовательны, материалам дела не противоречат. В данной части решение суда не обжалуется.
В соответствии с пунктами 74, 77 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа.
Согласно пункту 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 28, 89 Методических указаний.
Пунктами 27 - 30 Федерального стандарта бухгалтерского учета "Основные средства" ФСБУ 6/2020, утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 года N 204н, установлено, что стоимость основных средств погашается посредством амортизации. Начисление амортизации по основным средствам производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается, за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. Не подлежат амортизации: инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости; основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются; используемые для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объекты основных средств, которые законсервированы и не используются при производстве, при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд.
Предприятие предлагало на расчетный период 2024 год учесть в необходимой валовой выручке по статье "Амортизация" начисленную амортизацию по основным средствам, приобретенным предприятием за счет собственных средств, и основным средствам, находящимся в муниципальной собственности, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, в общей сумме 5376, 32 тыс. руб.
Вместе с тем, Комитет учел расходы на амортизацию основных средств в сумме 5005, 91 тыс. руб, обосновывая это тем, что по статье "Амортизация" учету подлежат только начисления амортизации на основные средства, приобретенные предприятием за счет собственных средств, начисленная же амортизация на основные средства, находящиеся у регулируемой организации на праве хозяйственного ведения, может учитываться только при условии наличия инвестиционной программы, в которой такие средства являются источником финансирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на балансе МУП "Николаевские инженерные сети" по состоянию на 01 января 2024 года (выписка по счетам 01 "Основные средства" из бухгалтерского баланса за 2022 год) находятся основные средства, приобретенные за собственные средства в период с сентября 2015 года по декабрь 2022 года с первоначальной общей стоимостью 10967351, 93 руб. Его остаточная стоимость на 01 января 2024 года составляет 6969604, 19 рубля, на 01 января 2025 год - 5476961, 25 руб. Годовая амортизация за 2024 год начислена в размере 1617913, 08 руб.
Кроме того, на балансе предприятия по состоянию на 01 января 2024 года (выписка по счетам 01 "Основные средства" из бухгалтерского баланса за 2022 год) находятся основные средства, переданные административному истцу на праве хозяйственного ведения комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края до 2021 года. Остаточная стоимость имущества по состоянию на 31 декабря 2024 года составит 61591858, 77 руб. Годовая амортизация за 2024 год начислена в размере 3758399, 73 руб.
Срок полезного использования основных средств соответствует максимальным срокам в амортизационных группах, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года N 1. Переоценка основных средств не производилась.
Общая сумма амортизации на 2024 год составила 5376312, 81 руб. При этом, представленные административным истцом расчеты приняты Комитетом без замечаний.
Также из материалов дела усматривается, что инвестиционная программа МУП "Николаевские инженерные сети" по развитию системы водоснабжения города Николаевска-на-Амуре на 2022-2024 годы, утвержденная распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 10 декабря 2021 года N 1895-р, предусматривает модернизацию водозабора "Камора" (реконструкцию приемных колодцев, строительство обобщающегося коллектора, строительство напорного водопровода и дренажного трубопровода, монтаж КИП и автоматики). Общая стоимость работ составит 13236, 151 тыс. руб, в том числе в 2024 году - 4054, 183 тыс. руб. Источником финансирования являются собственные средства предприятия (амортизационные отчисления).
Водозабор "Камора", является имуществом построенным за счет средств бюджетной системы, находится в муниципальной собственности и передано МУП "Николаевские инженерные сети" на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641 установлено, что финансирование программ может осуществляться за счет: собственных средств регулируемой организации, учтенных при установлении тарифов регулируемой организации, в разбивке на амортизационные отчисления, расходов на капитальные вложения (инвестиции), финансируемые за счет нормативной прибыли, учитываемой в необходимой валовой выручке, экономии расходов, достигнутой регулируемой организацией в результате реализации мероприятий инвестиционной программы, иных собственных средств регулируемой организации; займов и кредитов, а также иных средств, привлеченных на возвратной основе; бюджетных средств по каждой централизованной системе водоснабжения; прочих источников. В инвестиционной программе обязательно указываются источники финансирования.
В соответствии с Уставом МУП "Николаевские инженерные сети" источниками формирования имущества предприятия и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения; доходы и имущество, полученное в результате осуществления хозяйственной деятельности; амортизационные отчисления (без разграничения вида имущества, по которому начисляется амортизация).
Таким образом, поскольку МУП "Николаевские инженерные сети" имеет инвестиционную программу, целью которой является модернизация муниципального имущества, финансирование инвестиционной программы осуществляется за счет амортизационных отчислений, а данное имущество передано предприятию до утверждения инвестиционной программы, годовой размер амортизации по которой в 2024 году составляет 3758399, 73 рублей, что не превышает сметную стоимость инвестиционной программы на 2024 год, Хабаровский краевой суд пришел к правомерному выводу о том, что амортизация по основным средствам, переданным административному истцу на праве хозяйственного ведения, подлежала учету при формировании тарифа на 2024 год в полном экономически обоснованном размере. Следовательно, у органа регулирования отсутствовали правовые основания для снижения расходов на амортизацию и частичного их учета.
К тому же, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, запрета на начисление амортизации по основным средствам, приобретенным (созданным) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленные за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, не установлено.
При этом, доводы административного ответчика о приоритетном учете амортизационных отчислений в отношении объектов, находящихся в собственности предприятия, не основаны на приведенных выше положениях законодательства в сфере тарифного регулирования.
По результатам изучения имеющихся в деле доказательств, в частности экспертного заключения по итогам экспертизы предложения МУП "Николаевские инженерные сети" об установлении тарифа на 2024 год, краевой суд не согласился с доводами комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о правомерности не принятия им к учету амортизационных начислений по экскаватору VOLVO EW130, приобретенному предприятием за счет собственных средств и принятому на баланс 26 января 2022 года. Позиция суда аргументированно изложена в решении, оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворении требования административного истца в части возложения на комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обязанности принять новое постановление об утверждении тарифов на 2024 год с учетом увеличения необходимой валовой выручки на 14541, 21 тыс.руб.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Хабаровского краевого суда, они аналогичны позиции стороны административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ от апелляционного представления участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края Е.Г. на решение Хабаровского краевого суда от 15 марта 2024 года, прекратив апелляционное производство по нему.
Решение Хабаровского краевого суда от 15 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.