Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Вольной Е.Ю., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N9а-11/2024 по частной жалобе представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью " ФИО3" - ФИО4 на определение суда Еврейской автономной области от 16 мая 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью " ФИО5" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью " ФИО6" (далее - ООО " ФИО7") обратилось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование своей позиции указывает, что является собственником объекта недвижимости - подъездного железнодорожного пути с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого была определена по состоянию на 01 января 2020 года (применяемая с 01 января 2022 года) в размере 20 092 407, 4 рублей. Административный истец полагает, что архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке N N от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.
Определением суда Еврейской автономной области от 16 мая 2024 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе представитель административного истца просит вышеуказанное определение отменить, и разрешить вопрос по существу. В обоснование своей позиции указывает, что отказ в принятии административного иска нарушает права административного истца как налогоплательщика.
В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материал, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого определения.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 01 июня 2021 года N167-пп "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Еврейской автономной области" 01 августа 2021 года установлено датой перехода к применению на территории Еврейской автономной области указанного положения.
Из административного искового заявления следует, что ООО " ФИО8" 13 мая 2024 года обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2022 года.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была утверждена постановлением правительства Еврейской автономной области от 20 октября 2021 года N399-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест), расположенных на территории Еврейской автономной области" по состоянию на 01 января 2020 года в размере 20 092 407, 4 рублей, применяемая с 01 января 2022 года.
Данная кадастровая стоимость стала архивной в связи с утверждением постановлением правительства Еврейской автономной области от 23 ноября 2023 года N485-пп новых результатов государственной кадастровой оценки, согласно которым кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена в размере 21 792 617, 65 рублей по состоянию на 1 января 2023 года, применяемая с 01 января 2024 года.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд Еврейской автономной области руководствовался тем, что административный истец утратил право на оспаривание архивной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, учитывая переход с 01 августа 2021 года в Еврейской автономной области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) в отношении всех объектов недвижимости, учтенных к ЕГРН.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отказе в принятии административного искового заявления по следующим основаниям.
Как указано выше, постановлением правительства Еврейской автономной области от 01 июня 2021 года N167-пп установлена дата перехода к применению на территории Еврейской автономной области положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке - 01 августа 2021 года.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что в Еврейской автономной области с 01 августа 2021 года лицо, несогласное с результатами государственной кадастровой оценки, вправе во внесудебном порядке обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта в размере рыночной стоимости. При этом в силу прямого указания пункта 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке рыночная стоимость может быть определена на любую дату, но не позже 6 месяцев даты обращения с заявлением в государственное бюджетное учреждение, осуществляющее функции государственной кадастровой оценки.
В случае несогласия с решением бюджетного учреждения лицо может оспорить его в суде и только одновременно с оспариванием решения заявить требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
13 мая 2024 года административный истец обратился в суд с заявлением не об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а с требованием об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Возможность обращения в суд с указанным требованием в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", утрачена административным истцом с 01 августа 2021 года ввиду применения в Еврейской автономной области нового, внесудебного механизма пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Из пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
На основании изложенного и принимая во внимание, что с 01 августа 2021 года в Еврейской автономной области заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах, суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии административного искового заявления об оспаривании архивной кадастровой стоимости путем установления ее в размере рыночной стоимости.
С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение суда Еврейской автономной области от 16 мая 2024 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца ООО " ФИО9" - ФИО10 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) через суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.