Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу С. на вступившие в законную силу постановление судьи Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2023 года, решение судьи Тверского областного суда от 23 ноября 2023 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя С. (далее - С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2023 года индивидуальный предприниматель С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Тверского областного суда от 23 ноября 2023 года постановление судьи Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2023 года оставлено без изменения.
С. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18.1 Федерального закона N115-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Согласно приложению к Постановлению Губернатора Тверской области от 14 декабря 2022 года N90-пг "Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, на 2023 год" установлен запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан при осуществлении деятельности, предусмотренной общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД:; 47) - Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
Как следует из материалов дела, 29 марта 2023 года около 11 часов 00 минут в "адрес", сотрудниками полиции ОВМ Московского ОП УМВД России по г. Твери установлено, что ИП С. в нарушение ограничения, установленного Постановлением Губернатора Тверской области от 14 декабря 2022 года N90-пг, привлекла к трудовой деятельности на указанном объекте розничной торговли в качестве продавца-кассира гражданку Республики Узбекистан - М.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя С. к административной ответственности по части 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда с выводами судьи районного суда согласился и оставил вынесенное им постановление без изменения.
Вместе с тем решение судьи областного суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное С, является действием, поскольку она, в нарушение действующих ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, приняла на работу на объект розничной торговли в качестве продавца-кассира гражданку Республики Узбекистан - М.
Указанному обстоятельству судьей областного суда правовая оценка не дана.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей областного суда не выполнены требования статьей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Тверского областного суда от 23 ноября 2023 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Тверской областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Тверского областного суда от 23 ноября 2023 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Тверской областной суд.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение запрета на трудоустройство иностранных граждан, указав на недостаточную проверку обстоятельств дела и отсутствие правовой оценки действий предпринимателя. Дело направлено на новое рассмотрение для всестороннего и объективного анализа.