Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" на решение Московского городского суда от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2023 года по административному делу N 3а-4577/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, объяснения по доводам кассационной жалобы представителя акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" по доверенности Аверина Д.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Чуканова М.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саниной О.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП Перечень изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, 1 января 2023 года.
Под пунктами 1 451, 5 314 в Перечни на 2021, 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 5 202, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Под пунктами 1 458, 5 321 в Перечни на 2021, 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 13 756 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Под пунктами 1 452, 5 315 в Перечни на 2021, 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 4 041, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Под пунктами 1 457, 5 320, 5 165 в Перечни на 2021-2023 годы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 4 398, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Акционерное общество "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" (далее - АО "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР", административный истец), являясь собственником указанных нежилых зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеназванных пунктов Перечней на 2021-2023 годы, ссылаясь на то, что спорные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 31 июля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично, постановлено признать недействующими:
с 1 января 2022 года пункт 5 320 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП";
с 1 января 2023 года пункт 5 165 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 2 мая 2024 года, АО "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" ставит вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, неверное применение норм материального и процессуального права.
По мнению административного истца, Акты обследования 2014, 2021 годов, положенные в основу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, не являются достоверными доказательствами, подтверждающими использование более 20% от общей площади здания для размещения офисов, ввиду допущенного нарушения Порядка определения вида фактического использования зданий. Акты 2014 года были признаны недостоверными, составленными с нарушением Порядка, решениями Московского городского суда при проверке обоснованности включения спорных зданий в Перечни на 2015-2020 годы. Акты 2021 года не отвечают признакам достоверности, поскольку составлены без доступа в здания, без учета их фактического использования. Акты 2023 года составлены за пределами оспариваемого периода и не могут быть применены в качестве надлежащих доказательств.
В свою очередь административным истцом были представлены договоры аренды, подтверждающие использование менее 20% от общей площади здания в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, принятые во внимание судами расчеты административного ответчика являются ошибочными, так как учитывают арендаторов, которые осуществляют деятельность, не отвечающую требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования. Указанный вывод поддержал суд апелляционный инстанции.
В названной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором в том числе указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы действует закон от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1, 2 статьи 1.1).
Таким образом, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что АО "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенные по адресу: "адрес" соответственно.
Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечней на 2021-2023 годы исходя из вида их фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Приведенным Порядком установлено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4); в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Спорные нежилые здания включены в оспариваемые Перечни на 2021-2022 годы на основании Актов обследования фактического использования зданий (строений, сооружений):
- от 27 августа 2014 года N, от 11 марта 2021 года N 91210776/ОФИ (в отношении здания с кадастровым номером N);
- от 26 сентября 2014 года N 9014124, от 11 марта 2021 года N 91210786/ОФИ (в отношении здания с кадастровым номером N);
- от 27 августа 2014 года N 9013335, от 11 марта 2021 года N 91210778/ОФИ (в отношении здания с кадастровым номером N);
- от 6 октября 2014 года N 9014496 (в отношении здания с кадастровым номером N).
Указанные Акты обследования составлены без доступа в нежилые здания, поскольку сотрудником управляющей компании в доступе было отказано, что отражено в пункте 6.4 Актов. Выводы об использовании более 20% от общей площади зданий для размещения офисов сделаны на основании внешних признаков, экспликаций, в соответствии с которыми значительная часть помещений имеет наименование "офис", "кабинет".
Акты обследования от 26 апреля 2023 года N 91233192/ОФИ (в отношении здания с кадастровым номером N); от 10 апреля 2023 года N 91233008/ОФИ (в отношении здания с кадастровым номером N); от 31 мая 2023 года N 91234733/ОФИ (в отношении здания с кадастровым номером N), хоть и подлежат учету на налоговый период 2024 года, подтверждают использование указанных нежилых зданий в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Договоры аренды, а также иные доказательства, представленные административным истцом, не опровергают выводов об использовании в спорный период 2021-2022 годы более 20% от общей площади зданий для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Оценив указанные Акты обследования, договоры аренды; установив наличие обстоятельств, свидетельствующих о создании препятствий со стороны административного истца в исследовании фактического использования зданий; исследовав сведения открытых источников сети "Интернет", согласно которым комплекс зданий административного истца входит в деловой квартал "Спектр Хамовники", представляющий собой комплекс коммерческих зданий категории "В", а также материалы дел об оспаривании кадастровой стоимости, из которых следует, что здания представляют собой офисные центры, располагающие арендопригодной офисно-торговой площадью, превышающей 20% от общей площади зданий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерном включении нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N в Перечни на 2021-2022 годы, поскольку в указанный период они использовались в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обоснованными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для включения спорных нежилых зданий в Перечни на 2021-2022 годы, в том числе о преюдициальном значении решений Московского городского суда, которыми дана оценка Актам обследования 2014 года, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.