Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО1 на решение Перовского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 ноября 2023 года по административному делу N 2а-795/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным бездействия, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ДГИ г. Москвы) о признании незаконным уведомления N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Административный истец полагает отказ в предоставлении государственной услуги незаконным, а действия административного ответчика нарушающими его права и законные интересы, поскольку заявление о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по существу рассмотрено не было.
Решением Перовского районного суда города Москвы от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 ноября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 мая 2024 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением ДГИ г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО1 разъяснены основания постановки на жилищный учет и порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги через многофункциональные центры города Москвы "Мои документы". Из содержания уведомления следует, что каких-либо решений относительно предоставления или отказа в предоставлении запрашиваемой государственной услуги административным ответчиком не принималось.
Рассматривая заявленный правовой спор, суд первой инстанции, руководствуяс нормами ст.ст. 14, 15, 165, 17, 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" (далее - Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29), а также требований п.п. 2.5.1, 2.11.1, 2.10.1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" (утв. постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП) (далее - Административный регламент), регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу ", пришел к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции) что отказ в предоставлении государственной услуги является правомерным, поскольку последний проживает в г. Москве менее установленного законом срока - 10 лет, необходимого для решения вопроса о постановке на жилищный учет.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанного вывода судов первой и второй инстанций не имеется, он исчерпывающе мотивирован, основан на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречит нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 этого же Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг; органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Органы исполнительной власти осуществляют свою компетенцию в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений.
Согласно п. 2.10.1.3 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются неистечение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока со дня совершения действий, в результате которых граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2.5.1.1.17 Административного регламента заявитель должен представить документы, подтверждающие жилищную обеспеченность заявителя и членов семьи заявителя, в том числе факт проживания в адрес в общей сложности не менее 10 лет:
Исходя из анализа норм действующего законодательства, установив, что ФИО1, обратившись ДД.ММ.ГГГГ в ДГИ города Москвы с заявлением о постановке на жилищный учет, ссылаясь на свои права, гарантированные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором указал на проживание в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ, то есть менее установленного п. 3 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" 10-летнего срока, суды пришли к обоснованному выводу о законности действий административного ответчика по отказу в предоставлении государственной услуги с разъяснением заявителю действующего законодательства и порядка осуществления и защиты его прав.
Доводы кассационной жалобы, по сути, воспроизводят позицию административного истца при рассмотрении дела, сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованных судебных актов также не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.