Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Драчев Д.А., рассмотрев дело по иску ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1502/2022), по кассационной жалобе ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" на решение мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" обратилось в суд с иском к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 572, 02 руб, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 780, 90 руб, расходов по уплате государственной пошлины в размере 494, 12 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Истец ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" оказывает услуги по обращению с ТКО. Ответчик свои обязанности по оплате указанных услуг не выполняет, вследствие чего образовалась задолженность и начислены пени.
Решением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" отказано.
ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов как незаконных, принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит постановленное по делу апелляционное определение подлежащим отмене с учетом следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО3 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", на основании публичного договора, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывало ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Истец указывает, что ответчик, являясь собственником выше указанного жилого дома свои обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО не выполнял, в связи с чем у ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере 11 572, 02 руб, что подтверждается приобщенным к иску расчетом в отношении должника ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N "адрес" вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика ФИО3 задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принесением должником возражений.
По информации Администрации Раменского городского округа "адрес" ближайшая контейнерная площадка к жилому дому 1 по "адрес" располагается по адресу: "адрес", за храмом, а также по адресу: "адрес".
Согласно карте контейнерных площадок, расстояние от "адрес" до контейнерных площадок по адресу - более 1 км, что превышает нормы п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения ст. ст. 210, 309, 310, 426 ГК РФ, ст. ст. 30, 153, 154 ЖК РФ, ст. ст. 2, 8, 13.4, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", исходил того, что расстояние до ближайших к дому ответчика контейнерных площадок превышает 1 километр, и истцом не доказаны обстоятельства фактического пользования ответчиком в спорный период услугой по обращению с ТКО, оказываемой истцом.
С указанным выводом и приведенным правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем с такими выводами суд кассационной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Пункт 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, определяет порядок взаимодействия регионального оператора и собственников ТКО до дня заключения договора на индивидуальных условиях.
Исходя из содержания данного пункта в указанный период услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором и подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Следовательно, в случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, из содержания приведенных норм права следует, что ответчик является собственником жилого помещения и на нем как на участнике жилищных отношений лежит бремя расходов на содержание жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, а также расходов по обращению с ТКО, услуги по сбору и вывозу которых в рамках публичного договора оказывает региональный оператор.
Пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом пунктом 15 Правил N 1156 потребителям запрещено складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3.
Вместе с тем, несоответствие расстояния от дома ответчика до контейнерных площадок, установленному пунктом СанПиН 2.1.3684-21 расстоянию в 100 метров само по себе не свидетельствует о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором ответчику не предоставляется, а также о том, что имеются препятствия для использования ответчиком указанной контейнерной площадки в целях обращения с ТКО, и о том, что такое пользование в спорный период им не производилось.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории сельских поселений, в том числе в части требований к оборудованию площадок для сбора и накопления ТКО, однако возможность освобождения от внесения платы за услугу по обращению с ТКО в случае превышения установленных расстояний до площадок ни указанным нормативным актом, ни иными актами, регулирующими отношения в рассматриваемой сфере, не предусмотрена.
Возможность самостоятельного осуществления гражданином деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в системе действующего правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и обращения с отходами не предусмотрена ввиду того, что указанная деятельность является потенциально опасной для состояния окружающей среды, требующей соблюдения лицензионных требований, порядок ее осуществления урегулирован нормативными правовыми актами, не предоставляющими гражданину право на самостоятельную утилизацию отходов, императивно установлено требование о необходимости заключения договора на осуществление деятельности по обращению с ТКО.
Доказательств того, что в спорный период ответчик самостоятельно осуществлял утилизацию твердых коммунальных отходов, способом, предусмотренным действующим законодательством и не нарушающим санитарного законодательства, судам представлено не было.
Доказательства наличия у ответчика договорных отношений по обращению с отходами, образующимися в результате его жизнедеятельности по адресу: "адрес", с иным специализированным субъектом, помимо ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", в деле отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе и раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, обязанность по организации контейнерных площадок для сбора ТКО лежит не на региональном операторе, а на органах местного самоуправления как на собственнике контейнерных площадок.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", не устранил нарушения допущенные судом первой инстанции.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции считает, что апелляционное определение Басманного районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, суд
определил:
апелляционное определение Басманного районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Басманный районный суд города Москвы.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.