Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабикова Александра Владимировича к ГУ МВД России по г. Москве о признании решения комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 29 сентября 2021 года незаконным, обязании восстановить сына в составе семьи для обеспечения единовременной социальной выплатой, выплатить единовременную социальную выплату, произвести перерасчет единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 11 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения представителей ГУ МВД России по г. Москве, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя истца, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабиков А.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о признании решения комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 29 сентября 2021 г. незаконным, обязании восстановить сына в составе семьи для обеспечения единовременной социальной выплатой, выплатить единовременную социальную выплату, произвести перерасчет единовременной социальной выплаты, указав в обоснование заявленных требований, что решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 12 декабря 2012 г. как сотрудник органов внутренних дел, был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек (он, супруга, сын 2001 года рождения, дочь 2008 года рождения).
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 29 сентября 2021 г. в учетное дело были внесены изменения в части количественного состава членов семьи состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, а именно, постановлено считать его состоящем на учете в составе семьи из трех человек (он, супруга, дочь 2008 года рождения).
В дальнейшем, решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 11 марта 2022 г, определено ходатайствовать о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты в размере 6 237 308, 12 руб. на семью в составе трех человек.
18 апреля 2022 г. истцу выплачена единовременная социальная выплата в размере 6 237 308, 12 руб.
Истец полагает решение от 29 сентября 2021 г. о внесении изменений в учётное дело, которым его сын был исключён из состава членов семьи подлежащих обеспечению единовременной социальной выплатой незаконным, поскольку на момент принятия решения он проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, кроме того, указывает на то, что жилищной комиссией неправильно произведен расчет размера единовременной социальной выплаты на семью из трёх человек, т.к. не учтена площадь квартиры, фактически занимаемая сыном.
С учетом изложенного, истец просил суд признать решение комиссии от 29 сентября 2021 г. незаконным, возложить на ответчика обязанность восстановить сына в составе семьи для обеспечения единовременной социальной выплатой, выплатить единовременную социальную выплату, произвести перерасчет единовременной социальной выплаты
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 11 декабря 2023 г, исковые требования Бабикова А.В. удовлетворены частично. На ГУ МВД России по "адрес" возложена обязанность произвести перерасчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения выплаченной Бабикову А.В. с учетом площади жилого помещения, по адресу: МО, "адрес", занимаемой его сыном ФИО8 В удовлетворении остальной части исковых требований Бабикову А.В. отказано.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Москве просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что в соответствии с нормами Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сын истца, проходящий службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, не является членом семьи истца, в связи с чем, не может быть учтен для определения потребности в общей площади жилого помещения для предоставления ЕСВ. Суды неверно произвели расчет обеспеченности семьи Бабикова А.В. общей площадью жилого помещения для определения размера ЕСВ, поскольку сына истца не следовало учитывать при расчете размера ЕСВ. Долю в праве собственности в жилом помещении, принадлежащем родителям на праве собственности, сын ФИО8 не имеет, в период прохождения службы в жилом помещении не проживал. Выводы судов о том, что не должна учитываться доля общей площади квартиры, которая фактически занята сыном истца, не основаны на нормах действующего законодательства.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, воспользовавшись своим правом, направил в суд своего представителя.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 6 июня 2024 г. в 14.40 часов, затем в судебном заседании объявлялись перерывы до 11 июня 2024 г. в 9.25 часов, до 4 июля 2024 г. в 13.00 часов. 4 июля 2024 г. дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом были допущены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Бабиков А.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел, где занимает должность командира отделения роты полиции отдельного батальона 6 отдела полиции УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 12 декабря 2012 г, протокол N, утвержденным 24 декабря 2012 г. истец был постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырёх человек (он, супруга - ФИО9, сын - ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения). При постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссией установлено, что истец с супругой, сыном и дочерью проживает в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 42, 7 кв.м, расположенной по адресу: МО, "адрес" Квартира принадлежит на праве собственности истцу и его супруге. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности истец и члены его семьи не имеют. Нуждаемость истца в общей площади жилого помещения определена следующим образом: 72 кв.м. (на семью из 4 человек) - 42, 7 кв.м. = 29, 3 кв.м.
25 февраля 2020 г. истец обратился в жилищную комиссию ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о внесении изменений в учетное дело, в связи с обучением сына по очной форме обучения.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 26 марта 2020 г, протокол N, утвержденным 10 апреля 2020 г, в учетное дело внесены изменения; определено считать истца принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырёх человек (он, супруга - ФИО9, сын - ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
В августе 2021 года истец подал рапорт на имя начальника ГУ МВД России по г. Москве о том, что его сын ФИО8 проходит срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 29 сентября 2021 г, протокол N 17, утвержденным 6 октября 2021 г, в учетное дело внесены изменения, поскольку сын истца проходил срочную службу, комиссия постановиласчитать истца принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из трёх человек (он, супруга - ФИО9, дочь - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ рождения). Нуждаемость истца в общей площади жилого помещения определена следующим образом: 3 х 18 кв.м. - 42, 7 кв.м. = 11, 3 кв.м.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 11 марта 2022 г, протокол N 8В, утвержденным 15 марта 2022 г, определено ходатайствовать о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты в размере 6 237 308, 12 руб. на семью в составе трех человек, при расчете размера единовременной социальной выплаты комиссия исходила из нуждаемости истца в общей площади жилого помещения в размере 11, 3 кв.м. = 3 х 18 кв.м. - 42, 7 кв.м. 18 апреля 2022 года истцу была выплачена единовременная социальная выплата в размере 6 237 308, 12 руб.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 13 мая 2022 г, протокол N, утвержденным 25 мая 2022 г, истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "в" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Судом также установлено, что 30 июня 2021 г. сыну истца выдан диплом об окончании ГБПОУ Московской области "Электростальский колледж" г.о. Электросталь.
Из представленной в материалы дела копии военного билета сына истца ФИО8 усматривается, что последний был призван на срочную военную службу 14 мая 2021 г, убыл к месту прохождения службы 30 июня 2021 г.; уволен с военной службы 29 июня 2022 г.
Согласно справке ФГАОУ ВО "Московский политехнический университет" от 30 января 2023 г, сын истца является студентом 1 курса заочной формы обучения.
Разрешая спор в части требований истца о признании незаконным решения комиссии от 29 сентября 2021 г, обязании восстановить сына истца в составе семьи для обеспечения единовременной социальной выплатой, суд первой инстанции, приняв во внимание положения пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющего состав члена семьи сотрудника, на которых распространяются положения указанного Федерального закона, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку на дату принятия комиссией решения от 29 сентября 2021 г. сын истца - ФИО8 не являлся членом семьи сотрудника органов внутренних дел.
В то же время, суд первой инстанции пришел к выводу, что при определении обеспеченности истца общей площадью жилого помещения для определения размера единовременной социальной выплаты, жилищной комиссией должна была учитываться доля общей площади квартиры, расположенной по адресу: МО, "адрес", которая фактически занята сыном истца, не являющимся членом семьи сотрудника органов внутренних дел в целях предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем расчет нуждаемости истца в общей площади жилого помещения суд произвел в следующем порядке: 3 х 18 кв.м. - (42, 7 кв.м. : 4) х 3 = 21, 975 кв.м, указав, что при определении размера единовременной социальной выплаты должен был быть применен размер положенной общей площади жилого помещения - 21, 975 кв.м, а не 11, 3 кв.м.
Обосновывая данный вывод, суд первой инстанции исходил из положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, которой предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, а из представленной в материалы дела копии выписки из домовой книги "адрес", следует, что в данной квартире зарегистрированы по месту жительства четыре человека: истец и его супруга - ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ; сын истца - ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ; дочь истца - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ Также суд первой инстанции учел, что сын истца до ухода в армию и после увольнения с военной службы проживал и в настоящее время проживает с родителями по адресу: МО, "адрес".
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ответчика о том, что судом неверно произведен расчет обеспеченности семьи Бабикова А.В. общей площадью жилого помещения для определения размера ЕСВ.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
На основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 названной статьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
При определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи; совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, в том числе закрепленных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам (в том числе в составе семьи) и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится с требованиями статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства; в свою очередь, критерии нуждаемости граждан в предоставлении мер социальной поддержки в жилищной сфере определяются исходя из жилищных условий граждан и состава их семьи, существующих как на момент обращения о постановке данных граждан на соответствующий учет, так и на момент предоставления этих мер (Определения от 27 февраля 2018 года N 473-О, от 26 ноября 2018 года N 2989-О, от 29 января 2019 года N 261-О, от 25 ноября 2020 года N 2810-О, от 26 апреля 2021 года N 687-О и др.).
Необходимость определения размера социальной выплаты исходя из реальной нуждаемости в жилье членов семьи сотрудника органов внутренних дел также следует из положений пунктов 8 и 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 в порядке реализации поручения, закрепленного в части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ), согласно которым при определении размера субсидии учитывается площадь жилых помещений, находящихся в собственности или занимаемых по договору социального найма членами семьи сотрудника.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что определение размера единовременной социальной выплаты производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым обязательному учету подлежат жилые помещения, занимаемые сотрудником органов внутренних дел и (или) членами его семьи по договору социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности.
Материалами дела подтверждено, что квартира по адресу: МО, "адрес", общей площадью 42, 7 кв.м, принадлежит на праве собственности истцу и его супруге. Дети истца собственниками указанного жилого помещения не являются, вселены собственниками квартиры в качестве членов семьи, им не принадлежат доли в праве собственности в указанной квартире.
Действующим законодательством при определении размера ЕСВ не предусмотрена возможность исключения доли, находящейся в пользовании сына истца из площади квартиры, находящейся в собственности только его родителей. Нормы, применяемые при определении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями не применимы при расчете единовременной социальной выплаты.
Допущенное судом первой инстанции нарушение, которое не было устранено при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, в соответствии с частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым апелляционное определение отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 11 декабря 2023 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.