Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А, судей: Ивановой Т.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2-38/2023 по иску прокурора Жарковского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка, осуществить рекультивацию земельного участка лесного фонда, ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на земельном участке лесного фонда
по кассационному представлению прокурора Тверской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 февраля 2024 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения прокурора отдела Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Хатовой В.Э, поддержавшей кассационное представление, объяснения представителя Правительства Тверской области - Травкиной О.Н, представителей Министерства лесного комплекса Тверской области - Емельяновой М.В, Рябочкина А.В, с учетом письменного отзыва, возражавших против удовлетворения доводов изложенных в кассационном представлении
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Тверской области, ГКУ Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка, с кадастровым номером N, площадью 1, 5 га, на котором располагается несанкционированная свалка в виде бытовых отходов производства и потребления, осуществить рекультивацию земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N, ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на земельном участке лесного фонда с кадастровым номером N.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Жарковского района Тверской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, природопользования и лесного законодательства Российской Федерации на территорий Жарковского района Тверской области, в результате которой выявлена несанкционированная свалка на участке лесного фонда площадью 1, 5 га, на которой размещены бытовые отходы производства и потребления. Установлено, что земельный участок, расположенный на расстоянии 900 м от пос. Жарковский Тверской области по автомобильной дороге Жарковский - Западная Двина, с кадастровым номером N, площадью 128128 га, поставлен на кадастровый учет, относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Лесные кварталы N выдел 8, квартал 92 выдел 1 по материалам лесоустройства расположены в ГКУ Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" (Жарковский отдел лесного хозяйства Жарковское участковое лесничество). Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства. На собственника данного земельного участка возложены обязанности по охране, защите воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществлению мероприятий по охране земель. Собственник обязан не допускать загрязнение, порчу земель, негативное воздействие на землю, проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления. Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что свои полномочия и обязанности Министерство лесного комплекса Тверской области в исследуемой сфере правоотношений не реализует должным образом. Со стороны Лесничества должным образом не осуществляется федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда, что привело к образованию масштабной несанкционированной свалки в виде бытовых отходов производства и потребления.
Указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду, могут способствовать причинению вреда жизни, здоровью, что также приводит к ухудшению качества земель, нарушению почвенного слоя на участках лесного фонда, обязанность по устранению данных нарушений лежит на ответчиках.
В процессе рассмотрения спора судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жарковская районная общественная организация охотников и рыболовов "Шучье озеро", Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, МУП "Жарковские городские коммунальные системы", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 08 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены. На Министерство лесного комплекса Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1, 5 га, входящего в единое землепользование с кадастровым номером N, расположенного в границах Жарковского муниципального округа, в квартале 91 выдел 8, и квартале 92, выдел 1, Жарковского участкового лесничества ГКУ "Западнодвинское лесничество Тверской области", на котором располагается несанкционированная свалка бытовых отходов производства и потребления.
На Министерство лесного комплекса Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на земельном участке лесного фонда с кадастровым номером N, входящем в единое землепользование с кадастровым номером N, расположенном в границах Жарковского муниципального округа, в квартале 91 выдел 8, и квартале 92, выдел 1, Жарковского участкового лесничества ГКУ "Западнодвинское лесничество Тверской области.
На Министерство лесного комплекса Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу осуществить рекультивацию вышеуказанного земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N входящего в единое землепользование с кадастровым номером N, расположенного в границах Жарковского муниципального Округа, в квартале 91 выдел 8, и квартале 92, выдел 1, Жарковского участкового лесничества ГКУ "Западнодвинское лесничество Тверской области".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 февраля 2024 года, решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 08 ноября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационном представлении прокурор Тверской области просит отменить принятое по делу апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационного представления не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, с учетом представленного со стороны Министерства лесного комплекса Тверской области письменного отзыва, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в рамках проведенной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в сентябре 2022 года прокуратурой Жарковского района Тверской области проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах Жарковского муниципального округа, на расстоянии 900м от пос. Жарковский Тверской области по автодороге Западная Двина - Жарковский в квартале 91 выдел 8 и квартале 92, выдел 1, Жарковского участкового лесничества ГКУ "Западнодвинское лесничество Тверской области", на котором размещены отходы различных категорий, в том числе твердые бытовые отходы. Территория, занимаемая несанкционированной свалкой, составляет около 1, 5га.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанный земельный участок относится к категории земель лесного фонда, имеет вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства.
Согласно информации Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области несанкционированная свалка ТКО расположена на территории обособленного земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель - земли лесного фонда, с видом разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, который входит в состав единого землепользования с кадастровым номером N, что также подтверждается сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05 апреля 2023 года.
Согласно информации ГКУ "Западнодвинское лесничество Тверской области" от 16 февраля 2023 года в настоящее время вышеуказанный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, не пригоден для использования под целевое назначение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, делая вывод об удовлетворении вышеуказанных исковых требований, исходил из того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация, с учетом положений приведенных норм права, пришел к выводу, что мероприятия по охране лесов и иного негативного воздействия относятся к полномочиям (применительно к территории Тверской области) Министерства лесного комплекса Тверской области, а также ГКУ "Западнодвинское лесничество Тверской области", в связи с чем, возложил на Министерство лесного комплекса Тверской области и ГКУ Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на указанном земельном участке, осуществить рекультивацию указанного земельного участка.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда с выводами суда первой инстанции не согласилась, усмотрев основания для отмены.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащего применению по делу закона, исходил из того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждения обстоятельства, указывающие на то, что именно действия ответчиков - Министерства лесного комплекса Тверской области и ГКУ Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" привели к деградации земель, с учетом наличия сведений о лицах, деятельность которых привела к размещению отходов на рассматриваемом земельном участке лесного фонда.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведений представленных от администрации Жарковского района Тверской области от 26 июля 2022 года, городская свалка (объект размещения отходов), находящаяся в 900 м от п. Жарковский на автодороге Западная Двина - Жарковский, функционировала с середины 80-х годов в качестве свалки производственных отходов Жарковского деревообрабатывающего комбината. В течение последних трех лет, с момента начала функционирования регионального оператора ООО "ТСАХ" свалка не используется. Согласно договора от 16 июня 1993 года, заключенного между АО Жарковский ДОК и Жарковским лесхозом, последний предоставил право пользоваться свалкой производственных отходов для АО Жарковский ДОК в "адрес" пл. 3, 5 га Жарковского лесничества сроком на 5 лет.
Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года N 477-пп "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Тверской области" в приложении 24 к Территориальной схеме обращения с отходами Тверской области указан перечень юридических лиц, имеющих лицензии на транспортирование отходов I - IV классов, в который включено Муниципальное унитарное предприятие "Жарковские городские коммунальные системы", имеющее лицензию Серия 69 N, лицензируемый вид деятельности: сбор, утилизация, обезвреживание, транспортировка, размещение, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: "адрес", пгт Жарковский; использование: "адрес", пгт Жарковский, "адрес"; обезвреживание: "адрес", пгт Жарковский, "адрес"; транспортировка: "адрес"; "адрес", пгт Жарковский; размещение: "адрес", пгт Жарковский - 3 км северо-западнее пгт Жарковский.
Минстроем России 02 ноября 1996 года утверждена Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Согласно п. 3.9 Инструкции рекультивацию территории закрытого полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, после получения предварительного разрешения на проведение работ в органах санитарно-эпидемиологического надзора и Минприроды (района, города, области, края) с участием предприятия, выполняющего дальнейшее целевое использование земель.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно п. п. 3, 4 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством; в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции посчитал, что само по себе не осуществление должного контроля, направленного на охрану и защиту лесного фонда, не может служить основанием для возложения на указанных ответчиков обязанности разработать проект рекультивации земельного участка, осуществить рекультивацию земельного участка лесного фонда, ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, поскольку данная обязанность может быть возложена на лиц, прямо предусмотренных действующим законодательством, с учетом того, что имеются сведения о лицах, деятельность которых привела к размещению отходов на рассматриваемом земельном участке лесного фонда.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда, соответственно, в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса является федеральной собственностью.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом и Законом об охране окружающей среды (части 1, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса).
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно положению о министерстве, утвержденному постановлением правительства региона, министерство является исполнительным органом государственной власти этого региона, в компетенцию которого входят функции в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, иных полномочий в области лесных отношений, отнесенных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования и охраны лесов.
Принимая во внимание круг полномочий министерства по охране лесов, именно министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, должно обеспечивать в лесах этого субъекта соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, принимать другие меры по охране лесов от загрязнения. Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, должна возлагаться также на министерство.
Как указано в пункте 33 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, обязанность по ликвидации расположенной на землях лесного фонда несанкционированной свалки отходов, размещенных неустановленными лицами, возлагается на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, их защиты, воспроизводства и лесоразведения.
Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на лесном участке, находящемся в аренде, возлагается на арендатора, в том числе при несанкционированном размещении отходов третьими лицами на арендуемом земельном участке (п. 34 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходам от 13.12.2023г.).
Установленный законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на лесном участке, находящимся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов.
Судом апелляционной инстанции учтены вышеприведенные нормы материального права, установленные по делу обстоятельства, в том числе указанные Министерством лесного комплекса Тверской области, согласно которым указанное место размещения отходов было включено в территориальную схему обращения с отходами на территории Тверской области, утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 N 477-пп "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тверской области" (в редакции, действовавшей с 29.12.2017г. по 10.06.2020г.). В таблице 3 "Сводные сведения о санкционированных свалках на территории Тверской области" указана дата начала эксплуатации указанной свалки 1978 год и организация, осуществляющая эксплуатацию МУП "Жарковские городские коммунальные системы".
В соответствии с Таблицей 1 Раздела II "Перечень действующих санкционированных ОРО (объектов размещения отходов), подлежащих закрытию и рекультивации, по мере введения в эксплуатацию новых объектов системы обращения с отходами" указанная свалка подлежала рекультивации и закрытию по мере введения новых объектов размещения отходов. Для Жарковского района были установлены тарифы на услуги по утилизации и захоронению ТКО, которые сформированы из расходов, связанных с оплатой топлива и ГСМ, содержанием и эксплуатацией основных фондов, затрат на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды; затрат на контроль за воздействием на окружающую среду и мониторинговые мероприятия, платежей за негативное воздействие на окружающую среду и прочих затрат, (пункт 66 Территориальной схемы обращения с отходами). МУП "ЖГКС" является объектом федерального надзора, в том числе и по признаку организации, эксплуатирующей объект размещения твердых бытовых отходов, согласно данным реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду - спорная свалка зарегистрирована в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков заявленной обязанности по разработке проекта рекультивации земельного участка, по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, по рекультивации земельного участка, с учетом наличия сведений о лицах, деятельность которых привела к размещению отходов на рассматриваемом земельном участке лесного фонда.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, обоснованными признаны быть не могут, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного постановления в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, судом не допущено.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Из указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции повторно проводит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции, проверку и оценку фактических обстоятельств дела по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции выполнил требования процессуального закона в полном объеме, проверив доводы жалобы и дав надлежащую правовую оценку установленным по делу обстоятельствам со ссылкой на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Таким образом, принимая во внимание сформулированные истцом основания и предмет иска, вопреки доводам кассационного представления, суд апелляционной инстанции, дав оценку обстоятельствам, входящим в предмет доказывания, и доказательствам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства, по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований. Мотивы принятия обжалуемого судебного постановления, в полной мере отражены в судебном постановлении в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не нашла.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационное представление не содержит. Доводы изложенные в кассационном представлении, сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
При этом, согласно требований действующего законодательства одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, по смыслу которого является недопустимым пересмотр вступившего в законную силу судебного акта, только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта. Наличие двух точек зрения по одному и тому же вопросу, не относится к нарушениям норм права и не является основанием, влекущим отмену состоявшегося по делу судебного постановления в кассационном порядке
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления и удовлетворения кассационного представления.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.