Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Клюевой А.И, судей Тюриной Е.П, Лукьянченко В.В, при помощнике судьи Шидаковой Р.Х, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Тюриной Е.П. гражданское дело по апелляционному представиленю истца заместителя Московско-Курского транспортного прокурора на решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 июля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований заместителя Московско-Курского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" о признании бездействия незаконным, обязании образовать и (или) привлечь для защиты о. адрес подразделения транспортной безопасности, реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом обеспечения транспортной безопасности о. адрес, обязании выделить и оборудовать пункт управления обеспечением транспортной безопасности о. адрес отказать.
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московско-Курского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" о признании бездействия в части неисполнения требований закона в сфере транспортной безопасности на о. адрес направления МЖД в границах МЦД-2 незаконными, просил обязать ОАО "РЖД" образовать и (или) привлечь для защиты о. адрес подразделения транспортной безопасности; реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом обеспечения транспортной безопасности о. адрес; выделить и оборудовать пункт управления обеспечением транспортной безопасности о. адрес.
Исковые требования мотивированы тем, что Московско-Курской транспортной прокуратурой во исполнение задания Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности на адрес направления Московской железной дороги (далее - о. адрес), по результатам которой выявлены нарушения закона. Так, установлено, что о. адрес находится на железнодорожном адрес направления МЖД в границах МЦД-2, состоит из 2 береговых высоких пассажирских платформ, которые соединены между собой наземным пешеходным переходом. О. адрес числится в реестре некатегорируемых объектов транспортной инфраструктуры под N ЖОМ012123. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утвержден 28.05.2021 и направлен в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (10.06.2021 принят на хранение). О. адрес находится на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД". На момент проверки (10.11.2022) в нарушение пп. 4, 6, 10, 21, 22, 23, 24 п. 5 Требований: подразделение транспортной безопасности для защиты о. адрес не привлечено и не сформировано; мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, на о. адрес реализованы не в полном объеме; о. адрес техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12 Закона N 16-ФЗ и обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и нахождении в ее границах, а также обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, не оснащен; пункт управления обеспечением транспортной безопасности не выделен и не оборудован.
Ранее, 18.06.2021, Московско-Курской транспортной прокуратурой по аналогичным нарушениям, в том числе касающимся о. адрес, внесено представление в адрес руководства Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", однако нарушения устранены лишь в части (разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности на остановочные пункты). На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
21.07.2023 Басманным районным судом г. Москвы постановлено вышеприведенное решение, на которое заместителем Московско-Курского транспортного прокурора подано апелляционное представление.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Московско-Курского транспортного прокурора - старший помощник Мазуренко И.П. явился, доводы апелляционного представления поддержал.
Представитель ОАО "РЖД" - Курченко Т.С. в заседании суда апелляционной инстанции представил письменные возражения на представление, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, приходит к следующему.
Разрешая спор, суд установил, что Московско-Курской транспортной прокуратурой во исполнение задания Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности на адрес направления Московской железной дороги, по результатам которой выявлены нарушения закона.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно пп. "з" п. 5 ст. 1 Закона N 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе определяемые Правительством Российской Федерации участки железнодорожных путей.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2449 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности... " (далее - требования) к объектам транспортной безопасности отнесены железнодорожные пассажирские остановочные пункты, в том числе входящие в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций, находящиеся на железнодорожных адрес и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров (а именно на адрес, Нахабино - Подольск, Крюково - Раменское, Апрелевка - Железнодорожная).
Согласно п. 4 Требований документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ к субъектам транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пп. 4, 6, 10, 21, 22, 23, 24 и. 5 Требований СТИ обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры; оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12 Закона N 16-ФЗ и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и нахождении в ее границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения
транспортной безопасности одного или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности); оснастить пункт управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности; обеспечить в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно доводам истца, вышеперечисленные требования на о. адрес до настоящего момента не выполнены. Так, установлено, что о. адрес находится на железнодорожном адрес направления МЖД в границах МЦД-2, состоит из 2 береговых высоких пассажирских платформ, которые соединены между собой наземным пешеходным переходом. О. адрес числится в реестре некатегорируемых объектов транспортной инфраструктуры под N ЖОМ012117. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утвержден 28.05.2021 и направлен в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (10.06.2021 принят на хранение). О. адрес находится на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД". На момент проверки (09.11.2022) в нарушение пп. 4, 6, 10, 21, 22, 23, 24 п. 5 Требований: подразделение транспортной безопасности для защиты о. адрес не привлечено и не сформировано; мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, на о. адрес реализованы не в полном объеме; о. адрес техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12 Закона N 16-ФЗ и обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и нахождении в ее границах, а также обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, не оснащен; пункт управления обеспечением транспортной безопасности не выделен и не оборудован.
Ранее, 18.06.2021, Московско-Курской транспортной прокуратурой по аналогичным нарушениям, в том числе касающимся о. адрес, внесено представление в адрес руководства Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", однако нарушения устранены лишь в части (разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности на остановочные пункты).
Оценивая приведенные доводы иска, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, при этом исходил из того, истцом, при обращении в суд с настоящими исковыми требованиями, не было учтено, что указанная железнодорожная станция является объектом, не подлежащим категорированию.
Суд отметил, что постановлением Правительства РФ от 08.10.2022 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования N 1635).
Согласно пп. "г" п. 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности (далее - ПТБ).
Случаи привлечения ПТБ предусмотрены пп. "б" п. 7 Требований N 1635. В частности, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности N 2 обязан обеспечить силами ПТБ патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Также в соответствии с пп. "ч" п. 5 Требований N 1635 субъект транспортной инфраструктуры должен реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
В соответствии с Типовой формой паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (группы объектов транспортной инфраструктуры), которая является приложением к Требованиям N 1635, к паспорту прикладывается положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, при привлечении подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности (прикладываются к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения - для объектов транспортной инфраструктуры, предусматривающих участие подразделений транспортной безопасности).
Таким образом, при введении на о. адрес, на которой осуществляется обслуживание пассажиров, уровня безопасности N 2 в срок, не превышающий 1 часа 30 минут, должно прибыть ПТБ, в связи с чем действующим законодательством предусмотрена необходимость приобщения к паспорту объекта копии договора с привлеченным ПТБ или устава сформированного ПТБ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального Закона от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ оснащение техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых этим обществом на ином законном основании осуществляется поэтапно в сроки установленные Правительством РФ.
Во исполнение указанных требований Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 N 974-р утверждены данные этапы и сроки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ требование по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ, в соответствии с Законом N 16-ФЗ, постановлением от 08.10.2020 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для ОТИ железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
Согласно п.п. "г" п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры), в случаях предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом ОТИ подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Суд первой инстанции отметил, что паспорт составляется по результатам обследования и изучения, реализуемых на ОТИ мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства, не подлежащих категорированию. Объект может быть отнесен к ОТИ, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, и к ОТИ, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, в зависимости от наличия зала ожидания и билетных касс, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Железнодорожная станция осуществляет обслуживание пассажиров. Данный факт подтверждается паспортом обеспечения транспортной безопасности ОТИ неподлежащего категорированию.
П.п. "г" п.5 корреспондирует к п. 6 Требований, в котором указано, что для субъекта, транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, предусмотрены требования по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ силами обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.7.2 ст.1 Закона N 16-ФЗ, силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные лица за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В отношении о. адрес при уровни безопасности N 1 (постоянный) в соответствии с пп."л" п. 6 Требований, силами обеспечения транспортной безопасности обеспечено реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства. Данный факт подтверждается впиской из Паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ неподлежащего категорированию (ЖОМ01210), а также приказом Московской дирекции пассажирских обустройств N МДПО-642 от 01.06.2021 г. "О назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры о. адрес.
Согласно п. 1, 2 постановления Правительства РФ N 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" (далее - постановление Правительства РФ N 2344), уровень N 1 безопасности ОТИ и транспортных средств - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности ОТИ и ТС N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности (NN 2, 3).
Письмом от 04.05.2022 N АИ-30/4454 Росжелдор разъяснил, что привлечение подразделения обеспечения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной безопасности.
В отношении не подлежащей категорированию ОТИ - о. адрес, действует первый уровень безопасности, данное обстоятельство подтверждается выпиской из паспорта, а истцом не представлены доказательства того, что в отношении указанного ОТИ действует иной (не N 1) уровень безопасности.
Установив в ходе рассмотрения дела, что ОАО "РЖД" осуществляет обеспечение транспортной безопасности о. адрес силами обеспечения транспортной безопасности из числа персонала ОТИ в соответствии с действующим законодательством и паспортом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений норм действующего законодательства со стороны ответчика, и как следствие, отказу в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права и согласуются с фактическими обстоятельствами по делу.
Учитывая, что адрес направления Московской железной дороги относится к объекту транспортной инфраструктуры не подлежащему категорированию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ОАО "РЖД" обязанности образовывать (сформировать) или привлекать подразделения транспортной безопасности для защиты данного объекта при первом уровне безопасности, что согласуется с положениями ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. 5 раздела IV Приложения к приказу Минтранса России от 28.08.2020 N 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта", п.п. "г" п. 5, п.п. 7, 8, 10, 11 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635.
Ссылки в апелляционном представлении на то, что судом в ходе рассмотрения дела не были исследованы обстоятельства, связанные с реализацией ответчиком мероприятий, предусмотренных паспортом обеспечения транспортной безопасности, с внесением изменений в паспорт обеспечения транспортной безопасности в части дооснащения остановочного пункта техническими средствами в соответствии с Требованиями, с выделением и оборудованием пункта управления обеспечением транспортной безопасности остановочного пункта путем оснащения его средствами управления, также не могут повлиять на существо постановленного решения. Согласно возражениям на апелляционное представление распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 N 974-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых указанным обществом на ином законном основании, согласно которому оснащение остановочного пункта (указанного в исковом заявлении) предусмотрено на пятом этапе: начиная с 2025 года.
В целом доводы апелляционного представления повторяют позицию, изложенную в иске, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено; юридически значимые обстоятельства определены верно; оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами; положения ст. 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 июля 2023 года отставить без изменения, апелляционное представление истца заместителя Московско-Курского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.