Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., и судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при ведении протокола помощником Деревской А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционным жалобам представителя УСЗН ЮЗАО г. Москвы по доверенности Гилс Л.С. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 26 сентября 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Шнейдеровой... у УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании решения незаконным, взыскании денежных средств удовлетворить в полном объёме.
Решение УСЗН ЮЗАО г. Москвы от 04.10.2018 N60 в части удержания с Шнейдеровой... переплаты за период с 01.01.2010 по 27.12.2017 признать незаконным.
Взыскать с УСЗН ЮЗАО г. Москвы в пользу Шнейдеровой... 7 604, 04 руб, государственную пошлину в размере 400, 00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Шнейдерова М.И. 31 августа 2021 г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Черемушки Юго-Западного административного округа г. Москвы (далее также - орган социальной защиты населения) о признании незаконным решения об удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований Шнейдерова М.И. указывала, что она является неработающим пенсионером, с 13 мая 2009 г. получала пенсию по старости и ежемесячную компенсационную выплату к пенсии, затем региональную социальную доплату к пенсии до 1 сентября 2018 г, с этой даты выплата региональной социальной доплаты к пенсии была приостановлена органом социальной защиты населения.
После обращения 21 сентября 2018 г. Шнейдеровой М.И. в отдел социальной защиты населения района Черемушки Юго-Западного административного округа г. Москвы с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии выплата региональной социальной доплаты к пенсии с 1 октября 2018 г. Шнейдеровой М.И. возобновлена.
Решением отдела социальной защиты населения района Черемушки Юго-Западного административного округа г. Москвы от 4 октября 2018 г. N 60 в связи с поступлением сведений о том, что Шнейдерова М.И. в период с 16 марта 2005 г. по 27 декабря 2017 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, установлена переплата региональной социальной доплаты к пенсии по вине пенсионера за период с 1 января 2010 г. по 27 декабря 2017 г. в размере 458 995, 45 руб. и постановлено удерживать со Шнейдеровой М.И. переплаченные денежные суммы региональной социальной доплаты к пенсии.
Шнейдерова М.И. считает решение органа социальной защиты населения от 4 октября 2018 г..N 60 и его действия по удержанию с 1 октября 2018 г..- 20 процентов из суммы региональной социальной доплаты к пенсии незаконными, поскольку, несмотря на то, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 16 марта 2005 г..по 27 декабря 2017 г, она предпринимательскую деятельность не вела, поэтому при обращении за назначением городской доплаты и в дальнейшем считала себя неработающим пенсионером, а орган социальной защиты населения не проинформировал ее надлежащим образом о всех обстоятельствах, лишающих пенсионера права на городскую доплату к пенсии. Сведения о фактах работы пенсионеров ежемесячно предоставляются пенсионными органами в Департамент труда и социальной защиты населения г..Москвы (его территориальные органы), наделенный полномочиями, в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию функций в сфере защиты граждан. В результате неисполнения органом социальной защиты населения в рамках этих задач возложенных на него обязанностей, в том числе по проверке данных о работающих пенсионерах, информация о регистрации Шнейдеровой М.И. в качестве индивидуального предпринимателя не была выявлена своевременно, что привело к образованию значительной задолженности у пенсионера перед органом социальной защиты населения в виде переплаты региональной социальной доплаты к пенсии за длительный период времени. Поскольку орган социальной защиты населения не уведомил Шнейдерову М.И. о возможности добровольного возврата суммы переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, не выяснил ее материальное положение и без судебного решения незаконно взыскивает с нее возникшую переплату.
Между тем в настоящее время Шнейдерова М.И. получает пенсию ниже минимального размера пенсии по г..Москве, является неработающим пенсионером, инвалидом III группы, ежемесячно несет расходы на покупку дорогостоящих лекарственных препаратов, оплату коммунальных услуг, продуктов питания. В связи с ростом цен ее материальное положение ухудшилось, и она не в состоянии оплачивать свои жизненно важные потребности.
Кроме того, Шнейдерова М.И. полагает, что поскольку с 27 декабря 2017 г. она была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя, то с указанной даты она имела право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, ввиду чего считает незаконным невыплату ей такой доплаты за период с 1 сентября по 1 октября 2018 г. (после выявления органом социальной защиты населения сведений о ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до ее нового обращения за назначением спорной доплаты).
Ссылаясь на положения постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", Шнейдерова М.И. просила суд признать незаконным решение отдела социальной защиты населения района Черемушки Юго-Западного административного округа г. Москвы от 4 октября 2018 г. N 60 в части удержания со Шнейдеровой М.И. переплаты региональной социальной доплаты к пенсии за период с 1 января 2010 г. по 27 декабря 2017 г. в сумме 458 995, 45 руб, взыскать с органа социальной защиты населения в ее пользу региональную социальную доплату к пенсии за период с 1 сентября по 1 октября 2018 г. в размере 7 604, 04 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 г. решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 9 ноября 2021 г, которым в удовлетворении исковых требований Шнейдеровой М.И. отказано, оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 9 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 г. по делу N 2-5309/2021 Гагаринского районного суда г. Москвы отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Гагаринский районный суд г. Москвы в ином составе суда.
При новом рассмотрении судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционных жалоб представитель УСЗН ЮЗАО г.Москвы по доверенности Гилс Л.С.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Милушкина А.Ю. поддержавшего жалобу и дополнения к ней, возражения представителя истца Усмановой Д.Н, обсудив доводы апелляционных жалоб ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Шнейдерова М.И, 1954 года рождения, с 16.03.2005 зарегистрирована в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя.
С 13.05.2009 Шнейдерова М.И. является получателем страховой пенсии по старости.
На основании заявления Шнейдеровой М.И, принятого Управлением социальной защиты населения Алексеевского района города Москвы 12.08.2009, ей как неработающему пенсионеру с 13.05.2009 была назначена ежемесячная компенсационная выплата к пенсии, осуществляемая за счёт средств городского бюджета. В заявлении Шнейдерова М.И. указала, что является получателем пенсии по старости и не работает с 30 ноября 1995 года.
При подаче заявления на ежемесячную компенсационную выплату (ЕКВ) Шнейдерова М.И. подписала обязательство получателя ежемесячных компенсационных выплат о том, что она поставлена в известность, что данные выплаты осуществляются неработающим и некоторым категориям работающих жителей г. Москвы, в связи с чем она обязана в 10-дневный срок в случае изменения места жительства, устройства на работу, изменения должности, увольнения с работы, изменения размера пенсии, постановки на учёт в Центре занятости в качестве безработного известить об этом Управление социальной защиты, при нарушении принятого обязательства - возместить полученные суммы.
С 01.01.2010 Шнейдеровой М.И. взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру, в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2019 года N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
27.12.2017 Шнейдерова М.И. снята с учёта в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя на основании сведений о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
10.08.2018 Шнейдерова М.И. обратилась в Центр госуслуг района Ломоносовский Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" с заявлением на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. При рассмотрении данного заявления органом социальной защиты населения установлено по сведениям, поступившим из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что Шнейдерова М.И. с 16.03.2005 по 27.12.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
21.09.2018 Шнейдерова М.И. обратилась в Центр госуслуг района Черёмушки Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" с заявлением о назначении ей региональной социальной доплаты к пенсии. С 01.10.2018 органом социальной защиты населения Шнейдеровой М.И. вновь назначена региональная социальная доплата к пенсии.
Решением отдела социальной защиты населения района Черёмушки Юго-Западного административного округа г. Москвы от 04.10.2018 N 60 в связи с поступлением сведений о том, что Шнейдерова М.И. в период с 16.03.2005 по 27.12.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, установлена переплата региональной социальной доплаты к пенсии по вине пенсионера за период с 01.01.2010 по 27.12.2017 в размере 458 995, 45 руб. и постановлено удерживать со Шнейдеровой М.И. переплаченные денежные суммы региональной социальной доплаты к пенсии.
С 01.12.2018 органом социальной защиты населения с целью возмещения переплаты в бюджет города Москвы ежемесячно производятся удержания по 20 процентов от вновь назначенной Шнейдеровой М.И. региональной социальной доплаты к пенсии
С 01.10.2019 Шнейдеровой М.И. установлена III группа инвалидности бессрочно.
Вместе с тем, сведений о том, была ли Шнайдерова М.И. проинформирована УСЗН ЮЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату (РСД) к пенсии, разъяснен ли ей был порядок и условия назначения, и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавала ли истец заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимала ли истец письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, суду не представлено.
Также обстоятельства того, имела ли место со стороны Шнейдеровой М.И. недобросовестность при получении ею в период с 01.01.2010 по 27.12.2017 региональной социальной доплаты к пенсии, назначенной ей как неработающему пенсионеру, в суде ответчиком подтверждены не были.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несообщение Шнайдеровой М.И. о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, но учитывая отсутствие доказательств того, что в период назначения РСД истцу разъяснялось прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, и последствия не предоставления сведений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также то, что судом установлены недобросовестные действия истца не были, то указанные денежные средства удержанию с истца не подлежали, поэтому решение УСЗН N60 от 04 октября 2028 об удержании с истца переплаты региональной социальной доплаты за период с 01.01.2010г. по 27.12.2017г, признан судом незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием по следующим основаниям.
Так, постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку недобросовестность в действиях истца не усматривается, то и оснований для возложения на него обязанности по погашению задолженности по выплате РСД не имелось, решение N60 от 04.10.2018 об удержании переплаты РСД, верно судом признан незаконным, с взысканием с ответчика в пользу истца удержанных сумм в размере 7604, 04 руб, и госпошлины в размере 400 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы апелляционной жалобы, в том числе касающиеся утраты истцом права на получение региональной социальной доплаты к пенсии с учетом сокрытия индивидуальной предпринимательской деятельности, являются необоснованными, аналогичны позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, направлены переоценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2023 года -оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя УСЗН ЮЗАО г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.