Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Дегтеревой О.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Шатовой А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Григорьева ... на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 20 ноября 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования УСЗН ЮЗАО города Москвы в лице ОСЗН района Южное Бутово к Григорьеву Михаилу Петровичу о взыскании денежных средств - удовлетворить частично.
Взыскать с Григорьева... (СНИЛС...) в пользу УСЗН ЮЗАО города Москвы в лице ОСЗН района Южное Бутово (ИНН 7727021817) денежные средства в размере 124 956 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Григорьева... в бюджет г.Москвы государственную пошлину в размере 3699 руб. 00 коп,
УСТАНОВИЛА:
УСЗН ЮЗАО г. Москвы обратилось в суд с иском к Григорьеву М.П. о взыскании незаконно полученной региональной социальной доплаты за период с 01.12.2018 года по 31.12.2021 года в размере 168 277, 32 руб.
В обоснование требований истец указывал, что Григорьев М.П. является получателем пенсии за выслугу лет УФСКН России по г.Москве, региональная социальная доплата к пенсии до величины городского социального стандарта выплачивалась как неработающему пенсионеру с 09.12.2010г. в соответствии с постановлением Правительства г.Москвы от 17.11.2009г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии". 29.12.2021г. в отдел в рамках межведомственного взаимодействия из ГУ-ОПФР по г.Москве и Московской области поступили сведения о том, что ответчик в период получения РСД являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, выплата РСД с 01.02.2022г. приостановлена на основании п.35 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам от 17.11.2009г. N1268-ПП. По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, у ответчика имеется стаж работы в УФССП по Москве с 07.04.2011 по 06.05.2011г, в ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" с 25.03.2013г. по 23.05.2014г, в СНТ "Селена" с 01.09.2016г. по 17.09.2020г, в СМУ - 2ВСО МВД РФ с 11.01.2016г по 31.12.2021г, 1 квартал 2022г, 2 квартал 2022г. Истец получил сведения о перечислении в определенные периоды работодателем страховых взносов за Григорьева М.П. с января 2016г. по январь 2022г, при этом ответчик об осуществлении трудовой деятельности не сообщал. В результате чего образовалась переплата средств бюджета г.Москвы на выплату РСД, которую истец просил взыскать с ответчика.
В судебное заседание представитель истца УСЗН ЮЗАО г. Москвы не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Григорьев М.П. в суде исковые требования не признал, в том числе, в связи с пропуском истцом срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, ответчик в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ответчика Григорьева М.П, возражения представителя истца Берковской В.К, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Григорьев М.П,... года рождения является получателем пенсии за выслугу лет Управления ФСКН России по г.Москве, региональная социальная доплата к пенсии до величины городского социального стандарта выплачивалась как неработающему пенсионеру с 09.12.2010г. в соответствии с Постановлением Правительства г.Москвы от 17.11.2009г. N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии". 29.12.2021г. в отдел в рамках межведомственного взаимодействия из ГУ ОПФР по г.Москве и Московской области поступили сведения о том, что ответчик в период получения РСД являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования.
Выплата РСД с 01.02.2022г. приостановлена на основании п.35 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам от 17.11.2009г. N 1268-ПП, поскольку по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, у Григорьева М.П. имеется стаж работы в УФССП по Москве с 07.04.2011 г. по 06.05.2011г, в ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" с 25.03.2013г. по 23.05.2014г, в СНТ "Селена" с 01.09.2016г. по 17.09.2020г, в СМУ - 2ВСО МВД РФ с 11.01.2016г. по 31.12.2021г, 1 квартал 2022г, 2 квартал 2022г, о чем истец получил сведения о перечислении в определенные периоды работодателями страховых взносов за Григорьева М.П. за период выплаты РСД с января 2016г. по январь 2022г. и указанные сведения подтверждены выпиской ИЛС.
Также ответчиком в суде не оспаривалось, что Григорьев М.П. своевременно не сообщил истцу о том, что он осуществлял трудовою деятельность, в результате чего образовалась возникшая по его вине переплата бюджетных средств за спорный период с 01.12.2018г. по 30.12.2021 г. в общей сумме 168 277, 32 руб.
Решением УСЗН ЮЗАО г.Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Южное Бутово от 27.01.2022г. N 22 переплата бюджетных средств должна быть возложена на пенсионера, учитывая общеустановленный срок исковой давности по ст.196 ГК РФ не более, чем 3 года, за период установлена переплата с 01.12.2018г. по 30.12.2021 г. в общей сумме 168 277, 32 руб.
Согласно документов личного дела, Григорьеву М.П. выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии в размере 3147, 40 руб. с 01.12.2018г, с 01.01.2020 г. в размере 4998, 24 руб.
При этом в своем заявлении о назначении региональной социальной доплаты от 29 декабря 2010 года (л.д. 49), ответчик обязался в десятидневный срок сообщить обо всех обстоятельствах влекущих изменение (назначение или прекращение выплаты, перерасчет или корректировка размера) пенсионных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, за исключением их индексации, а также пособия по безработице, а также в обязательстве ответчик указал, что по трудовому договору не работает и предпринимательской деятельностью не занимается.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований УСЗН ЮЗАО г.Москвы о взыскании с Григорьева М.П. незаконно полученной региональной социальной доплаты, исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неправомерного получения ответчиком в спорные периоды времени сумм региональной социальной доплаты к пенсии, так как в эти периоды он осуществлял работу и получал РСД к пенсии, в нарушение установленной законом обязанности, о которой он был осведомлен 29.12.2010, о данных обстоятельствах работы в известность УСЗН не поставил и продолжал получать указанную доплату, что в силу положений пункта 41 Постановления Правительства г. Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" является основанием для взыскания переполученной суммы региональной социальной доплаты в судебном порядке.
Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно не усмотрел, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплату региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств, оформленных письменным заявлением, ответчиком не исполнена.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, так как они основаны на положениях действующих в указанный период нормативных правовых актов.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" установлено, что назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве по месту пребывания и получающих пенсию в городе Москве, осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы в размерах и на условиях, установленных Порядком (п. 2).
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В силу п. 30(1) данного Постановления неработающим пенсионерам, указанным в пункте 5(1) настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
При определении размера региональной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", принимается величина городского социального стандарта, установленная Постановлением Правительства Москвы от 06 декабря 2016г. N 816-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2017 год", Постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2017г. N 805-ПП " Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год", постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2018г. N 1525-ПП " Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год".
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Так, п унктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суд первой инстанции при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску УСЗН ЮЗАО города Москвы к гражданину, получавшему региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании излишне полученной суммы такой выплаты, учел нормативные положения, определяющие полномочия УСЗН по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком.
Так из материалов дела видно, что УСЗН за защитой своих нарушенных прав обратился истец в суд обратился 16.12.2022г, тогда как с 11.01.2019 г. ответчику назначена страховая пенсия и мер по контролю за целевым расходованием средств на осуществление выплаты РСД, ответчиком не принималось, оснований к взысканию суммы полностью у суда не имелось, период задолженности с учетом применения статьи 196 ГК РФ с даты предъявления иска к ответчику по почте 16.12.2022 года по 16.12.2019 года составил 124956 руб, согласно расчета приведенного судом в решении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам жалобы, при оспаривании принятого ответчиком решения в соответствии с пп. "а" п. 42 Порядка, обстоятельства несвоевременного выявления ответчиком сведений, влияющих на прекращение выплаты РСД пенсионеру, на законность такого решения не влияют, в связи с чем поводом к отмене решения такие доводы не являются и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
Кроме того, довод ответчика в жалобе относительно его материального и семенного положения, также не свидетельствует о неправильном применении судом норм права, сводится к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств по обособленному спору, оснований для иной оценки которых, суд апелляционной инстанции по исследованным материалам дела не установил.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда города Москвы от 20 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьева М.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.