Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Рубцовой Н.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Черных В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-19/2022 по административному исковому заявлению фио антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании требования незаконным
по апелляционной жалобе представителя административного истца фио антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" по доверенности фио на решение Таганского районного суда адрес от 21 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (фио фио "ТИ-Р") обратился в суд с указанным административным иском к Роскомнадзору, в котором просил признать незаконным требование Роскомнадзора N08-51261 от 11.08.2021г. о принятии мер реагирования.
В обоснование требований административный истец указал, что фио фио "ТИ-Р" является российской общественной организацией, занимающейся антикоррупционными исследованиями и расследованиями, и администратором интернет-портала declarator.org, содержащего и публикующего сведения о доходах и имуществе госслужащих иных лиц, обязанных предоставлять того рода информацию. На указанном портале истцом опубликованы декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера фио (директор ГБОПУ адрес "Колледж Полиции") за 2013, 2014, 2015, 2016 гг, которые ранее были размещены на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru и в неизменном виде перенесены на сайт declarator.org. 11 августа 2021г. административному истцу административным ответчиком направлено требование N08-51261 о принятии мер реагирования - удалении информации, содержащейся на указанном портале истца, в связи с нарушением требований по обработке и хранению персональных данных. Административный истец добровольно данное требование исполнил во избежание потенциальной блокировки портала, однако полагает данное требование незаконным и нарушающим права заявителя.
Решением Таганского районного суда адрес от 21 февраля 2022 года постановлено:
Административные исковые требования фио антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании требования незаконным, - оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца фио антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" по доверенности Соловьев Л.А. просит об отмене данного судебного акта, заявляя о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым без нарушения норм процессуального права, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как следует из содержания Устава фио фио "ТИ-Р" основной целью деятельности Организации является оказание услуг, связанных с проведением научно-исследовательских, аналитических работ, изучение общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения последствий и наказания виновных.
Судом установлено, что в адрес административного ответчика поступило обращение фио о том, что на интернет-страницах https://declarator.org/person/44068 и https://declarator.org/person/44068/?share=true размещены персональные данные заявителя при отсутствии правовых оснований для обработки персональных данных в соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Требование заявителя об удалении его персональных данных не было удовлетворено.
Административным ответчиком в адрес административного истца направлен запрос о предоставлении информации по существу доводов заявителя. В ответ на данный запрос фио фио "ТИ-Р" сообщила, что персональные данные заявителя были размещены на официальном сайте Мэра Москвы и в неизменном виде перенесены на сайт declarator.org, и в данном случае административный истец осуществляет обработку персональных данных, ранее опубликованных на основании закона, в общественно-значимых и научно-творческих целях.
11 августа 2021г. за номером 08-51261 административный ответчик выставил требование административному истцу о принятии мер реагирования, на основании п.3 ч.3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", и удалении персональных данных заявителя в интернет-страниц https://declarator.org/person/44068 и https://declarator.org/person/44068/?share=true.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что оспариваемое требование Роскомнадзора, адресованное административному истцу, является законным и обоснованным, выдано административным ответчиком в рамках своей компетенции, прав или законных интересов административного истца не нарушает, поскольку осуществление административным истцом обработки и распространение персональных данных фио, полученных с официального сайта Мэра Москвы, без согласия субъекта персональных данных, противоречит положениям законодательства, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что административным истцом, как администратором интернет-ресурса declarator.org, обработка персональных данных гражданина фио осуществляется в целях, отличных от заявленных на этапе их сбора.
Из статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" следует, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно ч.2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Подпунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.14 ст.10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных вправе обратиться с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих персональных данных, ранее разрешенных субъектом персональных данных для распространения, к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений настоящей статьи или обратиться с таким требованием в суд. Данное лицо обязано прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных или в срок, указанный во вступившем в законную силу решении суда, а если такой срок в решении суда не указан, то в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 этой статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Пункты 1 и 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривают, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения о Роскомнадзоре последний с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения, имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Из содержания пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" следует, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах соответствующих организаций без согласия субъектов персональных данных. В иных случаях предусмотрено наличие согласия.
В рассматриваемом случае при установленных обстоятельствах об обработке административным истцом персональных данных директора ГБОПУ адрес "Колледж Полиции" фио без его согласия соответствующие меры Роскомнадзором предприняты в пределах своей компетенции.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда адрес от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.