Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С., судей фио, фио
при секретаре Богдановой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-530/2022 по административному иску Барри Мамаду Салиу к Главному управлению по вопросам миграции МВД России о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе административного истца Барии Мамаду Салиу на решение Басманного районного суда адрес от 8 ноября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Барри Мамаду Салиу III обратился в суд с административным иском к Главному управлению по вопросам миграции МВД России (далее - ГУВМ МВД России) о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть жалобу.
В обосновании заявленных требований указал на то, что является гражданином Гвинейской Республики, уроженцем города Далаба. Жена и сын проживают на территории Гвинеи. 9 ноября 2018 года он покинул территорию Гвинеи и прибыл через контрольно-пропускной пункт "Внуково" в Российскую Федерацию. 27 января 2022 года обратился в УВМ ГУМВД России по адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его опасениями за свою жизнь и безопасность, так как с 2009 года являлся членом и секретарем по организации и внедрению в отделе по району Колома 2 запрещенной в Гвинее оппозиционной партии "Союз демократических сил Гвинеи". В 2013 и в 2018 годах его арестовывала жандармерия Гвинеи. В ноябре 2018 года он был вынужден бежать из страны, а его семья вынуждена была переселиться в другой район страны. В России он остается секретарем партии "Союз демократических сил Гвинеи" и учувствует в деятельности этой партии. Многие члены партии, которые остались в Гвинее, находятся в тюрьмах по политически-мотивированным обвинениям. Решением ГУ МВД России по адрес от 26 апреля 2022 года в предоставлении временного убежища ему было отказано. Данное решение он обжаловал в ГУВМ МВД России. Решением ГУВМ МВД России N 2011 от 9 июня 2022 года ему отказано в удовлетворении жалобы, решение ГУ МВД России по адрес признано правомерным.
Решение ГУВМ МВД России административный истец полагал незаконным и подлежащим отмене, поскольку при вынесении решения ответчиком не учтена ситуация, сложившаяся в Гвинее.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным решение ГУВМ МВД России N2011 от 9 июня 2022 года о признании правомерным решения ГУ МВД России по адрес от 26 апреля 2022 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории РФ, обязать ГУВМ МВД России повторно рассмотреть его жалобу на решение УВМ ГУМВД России по адрес от 26 апреля 2022 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Басманного районного суда адрес от 8 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Барри Мамаду Салиу отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Барии Мамаду Салиу III ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Житоревой М.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая данное дело, суд установил, что Барри Мамаду Салиу III, паспортные данные, является гражданином Гвинейской Республики, уроженцем г.Далаба, Гвинея, по национальности - гвинеец, вероисповедание - ислам суннитского толка, родные языки - пулар и французский, английским языком владеет на бытовом уровне. Образование высшее, в 2010 году окончил Университет города Лабе по специальности "социальный менеджер", службу в армии не проходил, не призывался, прежнее постоянное место жительства истца - Гвинея, г. Конакри.
По данным АС ЦБДУИГ Барри Мамаду Салиу прибыл на территорию Российской Федерации 9 ноября 2018 года на основании однократной визы NКИ4162 периодом действия с 22 октября 2016 года по 1 декабря 2018 года с целью прохождения курсов, принимающая сторона - Российский государственный университет туризма и сервиса, пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Внуково-В".
Личность административного истца установлена национальным заграничным паспортом N 000307300, выданным 19 сентября 2017 года Центральным управлением пограничной полиции Гвинеи, сроком действия до 19 сентября 2022 года.
Семейное положение - состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Гвинеи Фатумата Ламарани Барри, паспортные данные, имеет несовершеннолетнего сына Мамаду Ламин Барри, паспортные данные. Супруга и сын истца проживают на территории страны гражданской принадлежности, связь с ними он поддерживает регулярно, информация об иных родственниках не предоставлена.
Административный истец на территории РФ состоящим на миграционном учете не значится, фактически пребывает по адресу: адрес, адрес, трудовую деятельность не осуществляет. Источник средств к существованию - финансовая помощь друга.
13 августа 2021 года истец был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа.
27 января 2022 года административный истец впервые обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, сообщил, что в Гвинее с 2009 года являлся активным членом оппозиционной политической партии "Союз демократических сил Гвинеи", а также является представителем этноса "пёль". В партии занимал пост секретаря. За свою общественную деятельность дважды был арестован (в 2013 и 2018 годах), неоднократно подвергался избиениям со стороны жандармов. Однажды его отец стал свидетелем такого избиения и на нервной почве у него случился сердечный приступ, в результате которого он скончался. Опасаясь за свою безопасность, истец решилпокинуть Гвинею и выехал в Россию, куда было легче оформить учебную визу. В России истец отучился год, но не смог продолжить учебу из-за отсутствия финансовых средств на оплату обучения. По словам истца, после его отъезда родственники были вынуждены сменить регион проживания в Гвинее, поскольку подвергались психологическому давлению со стороны жандармов за общественно-политическую деятельность истца. Возвращаться в страну гражданской принадлежности истец не намерен, поскольку опасается незаконного преследования и гонений как за членство в партии "Союз демократических сил Гвинеи", так и по этническому признаку, желает постоянно проживать на территории Российской Федерации, продолжить обучение, перевезти в Россию супругу и сына.
Решением ГУ МВД России по адрес от 26 апреля 2022 года административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение административный истец обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе от 23 мая 2022 года истец просил отменить решение ГУ МВД России по адрес, сообщил, что в случае возвращения в Гвинею он может быть арестован за свою политическую деятельность, направленную на организацию и участие в мероприятиях против действующей государственной власти Гвинеи. С его слов, в России он продолжает оставаться секретарем партии и участвовать в ее деятельности посредством сети Интернет.
Решением ГУВМ МВД России от 9 июня 2022 года решение ГУ МВД России по адрес от 26 апреля 2022 года об отказе истцу в предоставлении временного убежища признано правомерным.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 данной статьи временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Данное положение Федерального закона о беженцах конкретизируется в пункте 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, согласно которому временное убежище может быть предоставлено в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Таким образом, при определении гуманных побуждений основными критериями предоставления временного убежища являются:
- наличие у лица, в случае возвращения на родину, вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
- наличие медицинских показаний, подтвержденных официальным заключением соответствующего учреждения о невозможности в определенный срок выбытия (выдворения) лица за пределы России, либо наличие заболевания, требующего неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации, вследствие того, что на родине он такую помощь получить не может.
Согласно приведенным положениям действующего законодательства лицу может быть предоставлено временное убежище по состоянию здоровья, если существуют медицинские показания, подтвержденные официальным заключением соответствующего учреждения о невозможности в определенный срок выезда (выдворения) лица за пределы Российской Федерации, либо при наличии у лица заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации, вследствие того, что на родине он такую помощь получить не может.
Сведений о том, что Барри Мамаду Салиу страдает каким-либо острым или хроническим заболеванием, требующим неотложной медицинской помощи, при проведении анкетирования, а также в ходе судебного разбирательства не представлено.
Проверяя доводы административного истца о наличии у него в случае возвращения на родину опасений стать жертвой преследования, суд учел, что убедительных доводов, свидетельствующих о наличии объективных причин для опасения стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, заявитель не привел.
Утверждения административного истца о том, что он преследуется в Гвинее за свою оппозиционную политическую деятельность, носят декларативный характер. Партия "Союз демократических сил Гвинеи" относится к так называемой системной оппозиции и за свою принадлежность к ней истец ранее к уголовной ответственности не привлекался, судим не был, о чем сообщил при анкетировании (пункт 20 анкеты). Информация о нахождении административного истца в розыске, объявленном властями Гвинеи, отсутствует. При этом истец беспрепятственно обращался к компетентным органам Гвинеи по вопросу документирования национальным паспортом, в 2018 году покинул страну.
Сложная внутриполитическая и социально-экономическая обстановка в стране гражданской принадлежности не является основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Судом также учтено, что административный истец, прибыв в Российскую Федерацию в ноябре 2018 года, с ходатайством о предоставлении временного убежища обратился лишь в 2022 году, то есть спустя более трех лет с момента прибытия в Россию и только после привлечения его к административной ответственности за нарушение режима пребывания.
Таким образом, факт обращения административного истца к российским властям за предоставлением временного убежища спустя более трех лет с момента прибытия на территорию Российской Федерации свидетельствует об отсутствии у него реальных опасений за жизнь и здоровье и намерении исключительно урегулировать правовое положение в РФ.
Установив изложенные выше обстоятельства, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ применительно к нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что при проверке решения ГУ МВД России по адрес об отказе в предоставлении Барри Мамаду Салиу временного убежища ГУВМ МВД России проведен анализ всех обстоятельств заявителя как личных, так и общественно-политических, установлено, что гуманные основания, требующие его нахождения на территории Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, суд признал оспариваемое решение ГУВМ МВД России N2011 от 9 июня 2022 года правомерным, основанным на нормах Федерального закона "О беженцах".
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о наличии у него опасений стать жертвой преследования в связи с его политической деятельностью в случае возвращения в страну гражданской принадлежности воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных требований и которые в соответствии с требованиями статей 178, 180, 226 КАС РФ являлись предметом судебной проверки и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 июня 2024 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.