Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В.
судей Афанасьевой И.И, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Гужавиной О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-328/2023 по административному иску Рагулиной Лидии Григорьевны к ДГИ адрес о признании незаконным решения об отказе в согласовании межевого плана земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, обязании согласовать межевой план земельного участка, расположенного под многоквартирным домом
по апелляционной жалобе административного истца Рагулиной Л.Г. на решение Пресненского районного суда адрес от 11 сентября 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Рагулина Л.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ДГИ адрес о признании незаконным решения об отказе в согласовании межевого плана земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, обязании согласовать межевой план земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
В обоснование требований Рагулина Л.Г. указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. Согласно открытым данным в сети "Интернет" https://dom.mingkli.ru/moskva/moskva/325221) жилой дом, расположенный по адресу: адрес является многоквартирным жилым домом 1978 года постройки. Истец обратился к административному ответчику с заявлением о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес. В соответствии с ответом от 22.12.2022 г. N ДГИ-1-77582/22-1, проект межевания территории квартала, ограниченного: адрес, проектируемым проездом 4579, адрес был разработан ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры и утвержден распоряжением Департамента от 11.08.2014 г. N11989. В соответствии с утвержденным проектом межевания для эксплуатации жилого дома по адресу: адрес определены границы участка N 6 общей площадью 0, 367 га. Граница формируемого земельного участка, расположенного по адресу: адрес от т. Н11 до т. Н5 не соответствует утвержденному проекту межевания жилого квартала. С указанным решением административного ответчика административный истец Рагулина Л.Г. не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Указывая на нарушение своих, административный истец просила признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от 22.12.2022 г. N ДГИ-1-77582/22-1 об отказе в согласовании межевого плана земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес границах согласно межевого плана, подготовленного ООО "Геодезическое сопровождение строительства"; обязать Департамент городского имущества адрес согласовать межевой план границ земельного участка с адресным ориентиром: адрес координатах поворотных точек, определенных ООО "Геодезическое сопровождение строительства".
Решением Пресненского районного суда адрес от 11 сентября 2023 года в удовлетворении требований Рагулиной Л.Г. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Рагулина Л.Г. просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценке доказательств.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, выслушав объяснения представителя административного истца фио по доверенности фио, представителя административного ответчика ДГИ адрес по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело при данной явке, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Рагулиной Л.Г.
При этом суд исходил из того, что ДГИ адрес рассмотрел обращение
от 19 декабря 2022 года по вопросу согласования межевого плана границ земельного участка с адресным ориентиром: адрес
В письме от 22.12.2022 NДГИ-1-77582/22-1 разъяснено, что в отношении территории квартала, ограниченного адрес, проектируемым проездом 4579, адрес, МКАД был разработан ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры и утвержден проект межевания территории квартала и в представленном на согласование межевым планом граница образуемого земельного участка не соответствует проекту межевания от т. н11 до т. н5.
В силу пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Распоряжением Департамента от 11.08.2014 N 11989 утвержден проект межевания территории квартала, ограниченного адрес, проектируемым проездом 4579, адрес, МКАД.
Распоряжение не оспорено, процедура утверждения проекта межевания квартала прошла публичные слушания и согласована в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 8 адрес кодекса Российской Федерации утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляются Правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 9 статьи 63 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются в том числе в соответствии с нормами ГрК РФ, ЗК РФ, учитываются планировочные особенности территории квартала, расчетное обоснование размеров земельных участков, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 12 Закона адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" площади земельных участков многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В рамках работ по межеванию территории исполнителем работ (разработчиком проекта) осуществляется расчет нормативно-необходимой территории земельных участков существующих зданий, сооружений и территорий общего пользования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1557-ПП).
В этой связи, в разработанных материалах межевания многоквартирным домам определены земельные участки в максимально возможных границах. Кроме того, определены границы земельных участков общественных территорий детской и спортивной площадок, для обеспечения возможности пользования всеми жителями многоквартирных домов.
Представленный на согласование межевой план не соответствует утвержденному проекту межевания, ни в части конфигурации, ни в части площади. О чем было сообщено заявителю.
Административный ответчик не оспаривает право административного истца, предусмотренное статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в отношении территории, где расположен жилой дом, утвержден проект межевания территории квартала, а межевой план не соответствует утвержденному проекту.
Из анализа представленного межевого плана и графической части проекта межевания территории квартала, ограниченного адрес, проектируемым проездом 4579, адрес, МКАД следует, что границы земельного участка, предлагаемые истцом к образованию, пересекают территорию общего пользования.
Однако, в соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Кроме того, границы земельного участка, представленного истцом, пресекают красную линию градостроительного регулирования.
Таким образом, формирование участка в испрашиваемых границах приведет к уменьшению территории общего пользования, тем самым будут нарушены права неопределенного круга лиц.
Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок образования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Департаментом в обжалуемом письме разъяснено какие точки устанавливаемых границ не соответствуют утвержденному проекту межевания территории квартала, обязанность образования земельного участка исключительно в соответствии с проектом межевания территории закреплена ст. 11.3 ЗК РФ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.