Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С., судей фио, адресВ., при секретаре Мартюк С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-609/2023 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Хорошевского районного суда адрес от 18 сентября 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований фио к Главному Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по адрес о признании требования - предписания об изъятии оружия незаконным необоснованным и отмене, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратлась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным требование-предписание ГУ Росгвардии от 14 июня 2023 N 20106/9/11-157 об изъятии оружия, отменить его, мотивируя требования тем, что 27.04.2023 года обратилась в Главное Управление Росгвардии по адрес за выдачей ей лицензии на коллекционирование оружия, в результате рассмотрения обращения отделом лицензионно-разрешительной работы по Троицкому и адрес Главного Управления Росгвардии по адрес вынесено требование-предписание N 20106/9/11-157 о предоставлении ею в срок до 10:00 28.06.2023 года принадлежащих ей пяти единиц гладкоствольного огнестрельного оружия и одной единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к ним на ответственное хранение до момента устранения обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 части 20 ст. 13 ФЗ от 13 декабря 1996 г. "Об оружии". Указанное требование нарушает её права, свободы и законные интересы, создаются препятствия, выражающиеся в ограничении (лишении) специального права ношения и распоряжения оружием.
Представитель административного истца по доверенности фио, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Административный ответчик в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении административных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Как установлено судом и следует из материалов дела, на имя фио зарегистрировано шесть единиц гражданского оружия. 27 апреля 2023 года фио обратилась в Главное управление Росгвардии по адрес за выдачей ей лицензии на коллекционирование оружия. 14.06.2023 года по результатам рассмотрения заявления отделом лицензионно-разрешительной работы по Троицкому и адрес Главного управления Росгвардии по адрес фио направлено требование о предоставлении в отдел принадлежащих ей пяти единиц гладкоствольного огнестрельного оружия и одной единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к ним на ответственное хранение.
Основанием направления требования послужило заключение Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17.05.2023 года, которым установлено наличие опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности, исходящей от владельца оружия фио Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что возникли обстоятельства, препятствующие выдаче фио лицензии на коллекционирование, требования ОЛРР по ТиНАО Главного управления-Росгвардии по адрес обусловлены исполнением полномочий по контролю за оборотом оружия, а само оспариваемое предписание принято должностным лицом административного ответчика в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, с соблюдением требований Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на приобретение гражданского оружия, утвержденного приказом Росгвардии от 26.06.2018 N 221 (ред. от 05.07.2019). Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на адрес подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно.
Согласно пункту 3.1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, предметов, используемых в качестве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в том числе, в случае: возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 закона об оружии, в числе прочего, изъятие оружия и патронов к нему производится в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 части 20 статьи 13 настоящего Федерального закона и исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения (т.е. в случае вынесения заключения о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности).
Частью 2 статьи 26 Закона об оружии предусмотрено, что в случаях возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 части 20 статьи 13 настоящего Федерального закона, выданные гражданину лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проверка, предусмотренная пунктом 11 части двадцатой статьи 13 ФЗ "Об оружии", проводится по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии на его приобретение либо представивших заявление на получение лицензий на коллекционирование или экспонирование оружия и патронов к нему, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность, а также в отношении граждан в целях принятия решения о выдаче соответствующего разрешения и возврате оружия, изъятого в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 части двадцатой настоящей статьи.
При подтверждении по результатам проверки, предусмотренной пунктом 1 части двадцать четвертой настоящей статьи, информации о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства гражданина не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа направляется заключение. В заключении указываются сведения о лице, в отношении которого оно вынесено, о наличии соответствующей опасности, а также должность, фамилия и инициалы лица, его вынесшего, и дата вынесения. Заключение подписывается вынесшим его должностным лицом. Срок действия заключения составляет два года со дня его вынесения. Действие заключения прекращается ранее указанного срока в случае отзыва заключения органом, который его вынес. Заключение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вынесено заключение, в целях его обжалования вправе истребовать от органа, информация которого послужила основанием для вынесения заключения, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями законодательства Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если гражданин полагает, что сведения получены не в полном объеме, он вправе обжаловать это в судебном порядке.
Административным истцом не оспаривалось заключение Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17.05.2023 года, которым установлено наличие опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности фио
При таком положении суд пришел к верному выводу, что у Главного управления Росгвардии по адрес имелись основания для принятия в отношении административного истца требования-предписания об изъятии оружия, принадлежащего фио
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что на административного истца распространяются положения пункта 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым лицензии на приобретение гражданского оружия, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона гражданам Российской Федерации, признаются действующими, поскольку действующих лицензий на момент обращения с соответствующим заявлением административный истец не имела.
Доводы апелляционной жалобы фио о том, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство об истребовании доказательств, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно статье 154 КАС РФ ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.
Заявленное представителем административного истца ходатайство разрешено судом в порядке статьи 154 КАС РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, об отклонении ходатайства вынесено мотивированное протокольное определение, о чем указано в протоколе судебного заседания (л.д. 48).
В силу положений статей 50 - 62, 84 КАС РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суду принадлежит право, но не обязанность удовлетворять заявленные лицами, участвующими в деле, ходатайства.
Иных доводов, по которым решение суда является незаконным и подлежит отмене, апелляционная жалоба не содержит, равно, как и обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда адрес от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 1 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.