Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при помощнике судьи Любутиной Ю.А, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческого партнерства "Центральный Дом Адвоката" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 3166 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП), в части пункта 3230 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы", N 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2024 года (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт размещен 24 ноября 2023 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 3166 в Перечень 2023 год, пунктом 3230 в Перечень 2024 год включено здание с кадастровым номером ОКС по адресу: г. Москва, АДРЕС.
Некоммерческое партнерство "Центральный Дом Адвоката" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2023 год пункта 3166, в Перечень на 2024 год пункта 3230, то есть в части включения в Перечни вышеуказанного здания.
В обоснование требований Некоммерческое партнерство "Центральный Дом Адвоката" ссылается на то, что отсутствуют основания для включения здания в Перечни исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца Зимин А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Ладугина Е.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица ООО "ЭйБиСи Констракшн" Сизов А.Б. заявленные требования просил удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Цветковой О.В, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое здание с кадастровым номером ОКС общей площадью 717, 7 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Поскольку нежилое здание с кадастровым номером ОКС включено в Перечни на 2023-2024 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права Некоммерческое партнерство "Центральный Дом Адвоката" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории г. Москвы н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемый Перечень по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится. Проверяя доводы административного ответчика о правомерности включения здания в Перечни, суд исходит из следующего.
Согласно ответу Филиала ППК "Роскадастр" по Москве на судебный запрос установлена связь нежилого здания с земельным участком с кадастровым номером ЗУ с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)".
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ содержит указание на код 1.2.7 по классификации, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов".
Между тем описание вида разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" буквально не совпадает с описанием кода 1.2.7 "з емельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", содержащимся в приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и предполагает возможность его эксплуатации не только для размещения офисных зданий, но и для размещения зданий административного назначения.
Суд также отмечает, что понятие "административное здание" хоть и не исключает размещение в нём офисов, однако безусловным образом не свидетельствует об использовании здания исключительно в офисных целях, поскольку административные здания предназначены для размещения объектов умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, в которых самостоятельная деловая и коммерческая деятельность может не осуществляться.
При этом административному истцу земельный участок предоставлен в пользование на основании договора аренды от 2 августа 2012 года именно для эксплуатации административного, а не офисного здания.
В такой ситуации то обстоятельство, что в виде разрешенного использования земельного участка содержится указание на возможность эксплуатации здания под административные цели, само по себе не может служить безусловным основанием для включения здания в Перечень.
Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка имеет признаки правовой неопределенности, а, у читывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, юридическое значение для разрешения административного спора имеет фактическое использование здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания с учетом 20% критерия, закрепленного в налоговом законодательстве.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Между тем в период до даты принятия оспариваемых Перечней на 2023-2024 годы обследование здания в установленном Порядке не проводилось; иных доказательств, подтверждающих факт использования более 20% от общей площади здания в юридически значимый период для размещения офисов, административным ответчиком не представлено.
Ссылки административного ответчика на тот факт, что согласно акту N */ОФИ (далее - Акт 2024 года), составленному по результатам обследования здания, проведенного 2 апреля 2024 года, 100% от общей площади здания используется для размещения офисов, не могут быть приняты во внимание.
Так, согласно разделу 2 "Описание здания" Акта 2024 года к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесены помещения, занимаемые Адвокатским агентством "М*", филиалами "Ц*", "Т*" коллегии адвокатов "М*", международной ассоциацией русскоязычных адвокатов "С*", адвокатской консультацией "Н*", адвокатским объединением "Р*", международной коллегией адвокатов "М*", коллегией адвокатов "М*", международной службой гильдии российских адвокатов, а также группой компаний "А*", ООО "ЭйБиСи Констракшн", центром информационных технологий "С*".
Из представленного административным истцом договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 10 октября 2022 года следует, что помещения в здании общей площадью 502, 2 кв. метров (69, 97% от общей площади здания) переданы в пользование Коллегии адвокатов "М*" под размещение коллегии адвокатов (предоставление рабочих мест), а также для функционирования на бесплатной основе юридической клиники при "*".
В соответствии с постановлениями президиума Коллегии адвокатов "М*" от 22 мая 2003 года, от 21 декабря 2021 года, от 28 декабря 2021 года в её составе созданы следующие структурные подразделения: филиал "Т*", филиал "Ц*", адвокатское агентство "М*", адвокатская консультация "Н*", адвокатская консультация "С*", адвокатское агентство "Р*", адвокатское агентство "М*", адвокатское агентство "М*".
В соответствии с положением о филиалах, представительствах и структурных подразделениях Коллегии адвокатов "М*", адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в обособленном подразделении, являются членами Коллегии.
В свою очередь согласно статье 20 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" коллегия адвокатов является одной из форм адвокатских образований. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией (статья 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 1 этого же Закона предусмотрено, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Таким образом, помещение, занятое коллегией адвокатов, и используемое адвокатами для осуществления своей профессиональной деятельности, не является офисом по смыслу, закрепленному в постановлении Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП и статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность не осуществляется.
Соответственно, помещения, занимаемые Коллегией адвокатов "М*" и её структурными подразделениями, к офисным отнесены быть не могут.
Несмотря на то, что структурное подразделение "С*" Международной ассоциации русскоязычных адвокатов в силу вышеизложенных норм к офисным помещениям также не может быть отнесено, оно согласно гарантийному письму Международной ассоциации русскоязычных адвокатов в здании фактически не располагается, договор аренды с Некоммерческим партнерством "Центральный Дом Адвоката" не заключался. Из служебной записки заведующего службой хозяйственно-технического обеспечения Некоммерческого партнерства "Центральный Дом Адвоката" следует, что запечатленная в Акте 2024 года табличка "Союз медиаторов" демонтирована.
Из положения о юридической клинике АНО ВО "*" усматривается, что юридическая клиника осуществляет свою деятельность в форме общественной приемной, в которой студенты под руководством адвокатов проводят прием граждан по правовым вопросам и оказывают им возможную помощь, в том числе в рамках прохождения практики у адвокатов. Юридическая клиника не преследует цели извлечения прибыли. Её деятельность осуществляется на безвозмездной основе.
В такой ситуации помещения, используемые под размещение юридической клиники, к офисным также отнесены быть не могут.
Что касается доводов Правительства Москвы о том, что согласно сведениям информационной системы СПАРК в здании зарегистрированы различные юридические лица, то они сами по себе о правомерности включения здания в оспариваемые Перечни не свидетельствуют, поскольку фактическое использование помещений в здании для размещения офисов не подтверждают, сведений о занимаемой организациями площади не содержат.
Кроме того, в Акте 2024 года факт нахождения в здании таких организаций как ЗАО "Н*", ООО "Н*", ООО "С*", ООО ЮК "П*", ООО "С*" не зафиксирован. Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО "С*" прекратило существование 23 июня 2022 года, а ООО "Н*" - 10 ноября 2023 года. В соответствии с информационным письмом ООО "С*" договор аренды помещения в здании расторгнут с Некоммерческим партнерством "Центральный Дом Адвоката" 31 июля 2022 года.
Относительно иных организаций, находящихся в здании, суд приходит к выводу о том, что занимаемая ими площадь не превышает 20% от общей площади здания.
Так, на дату принятия Перечня на 2023 год ООО "ЭйБиСи Констракшн" было передано в пользование помещение площадью 18, 2 кв. метров (каб. 210) на основании договора аренды от 17 января 2022 года. 1 марта 2023 года указанный договор расторгнут, одновременно с ООО "ЭйБиСи Констракшн" заключен новый договор, действовавший на дату принятия перечня на 2024 год, по условиям которого арендатору передано помещение площадью 20, 6 кв. метров (каб. 301).
ООО ГК "А*" предоставлено помещение площадью 13, 1 кв. метров (каб. 209) для регистрации юридического адреса.
ООО "Центр информационных технологий С*" на основании договора о сотрудничестве от 1 октября 2022 года предоставлено в пользование помещение площадью 13, 2 кв. метров (каб. 310).
Таким образом, площадь помещений, используемых в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на дату принятия Перечня 2023 года составляла 44, 5 кв. метров (6, 2% от общей площади здания), на дату принятия Перечня на 2024 год составляла 46, 9 кв. метров (6, 5% от общей площади здания), что не превышает 20% от его общей площади.
В такой ситуации, учитывая, что доказательств использования более 20% от общей площади здания в юридически значимый период для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не имеется, а говорить о том, что здание используется в соответствии с тем видом разрешенного использования земельного участка, который отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представляется возможным, суд удовлетворяет административное исковое заявление Некоммерческого партнерства "Центральный Дом Адвоката".
Поскольку пункт 3166 включен в Перечень на 2023 год постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2023 года, пункт 3230 включен в Перечень на 2024 год постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года, постольку указанные пункты подлежат признанию недействующими с 1 января 2023 года и с 1 января 2024 года соответственно.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3166.
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3230.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www. mos. ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Некоммерческого партнерства "Центральный Дом Адвоката" расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными пункты о включении здания в перечни объектов недвижимости, налоговая база которых определяется по кадастровой стоимости, поскольку не было доказано, что более 20% его площади используется для офисных целей. Суд установил, что фактическое использование здания не соответствует требованиям налогового законодательства.