Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ООО "КАЛИНКА ПРО" на постановление судьи Таганского районного суда адрес от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "КАЛИНКА ПРО",
УСТАНОВИЛ:
21.01.2022 должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора в адрес по адрес в отношении ООО "КАЛИНКА ПРО" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, законный представитель ООО "КАЛИНКА ПРО" фио просит отменить судебный акт, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.
В судебное заседание законный представитель ООО "КАЛИНКА ПРО" фио и защитник фио явилась, доводы жалобы поддержали.
Проверив письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Административная ответственность, предусмотренная частью 2 указанной статьи наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Как установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, 17.01.2022 в 16 час. 30 мин. по адресу: адрес ходе осмотра помещений предприятия общественного питания "Craftland Cultural Ваг" установлено, что ООО "КАЛИНКА ПРО" допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п.1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: не организован централизованный сбор использованных средств индивидуальной защиты, сбор осуществляется в контейнерах для ТБО и пищевых отходов; столы в обеденном зале бара размещены без учета социального дистанцирования (менее 1, 5 м.); не соблюдаются правила личной гигиены посетителей: в туалетной комнате отсутствуют кожные антисептики; не ведется журнал измерения температуры тела сотрудников, бесконтактный термометр в не рабочем состоянии; отсутствует контроль со стороны ООО "КАЛИНКА ПРО" за масочным режимом (сотрудник в помещении бара находится без маски); в помещении бара установлен 1 ультрафиолетовый бактерицидный облучатель закрытого типа (рециркулятор), который находится в нерабочем состоянии, таким образом, обеззараживание воздушной среды помещений бара ООО "КАЛИНКА ПРО" с применением ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторы) не проводится.
Приведенные в указанном постановлении обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "КАЛИНКА ПРО" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "КАЛИНКА ПРО" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.01.2022; фото и видеоматериалами; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении ООО "КАЛИНКА ПРО" по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ; показаниями опрошенных в судебном заседании 28.04.2022 в качестве свидетелей сотрудников ТО Роспотребнадзора по ЦФО фио, фио, а также иными имеющимся в деле материалами.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "КАЛИНКА ПРО" правильно квалифицированы по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Выводы судьи о виновности ООО "КАЛИНКА ПРО" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Вместе с тем состоявшийся по настоящему делу судебный акт подлежит безусловной отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Пунктом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что настоящее постановление действует до 1 января 2024 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2023 N 4 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и отдельных их положений по вопросам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции" постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" признано утратившим силу.
Таким образом, нормы, устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении ООО "КАЛИНКА ПРО" возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, утратили силу.
В материалах дела сведений об исполнении постановления о назначении наказания в виде административного штрафа не имеется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса), а также в постановлении Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу N16-196/2024.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Таганского районного суда адрес от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "КАЛИНКА ПРО" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебный акт отменил постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение санитарных правил, установив, что нормы, на основании которых было возбуждено дело, утратили силу. Суд признал, что отсутствие исполнения постановления о назначении наказания также является основанием для прекращения производства по делу.