Судья Московского городского суда Журавлева Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. на постановление судьи Тверского районного суда адрес от 07.12.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко Алексея Анатольевича,
УСТАНОВИЛ
03.10.2023 г. заместителем Тверского межрайонного прокурора адрес в отношении директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд адрес.
Постановлением судьи Тверского районного суда адрес от 07.12.2023 г. директор ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с постановлением судьи, директор ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы заявитель указал, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, составлено заместителем Тверского межрайонного прокурора адрес в отсутствие привлекаемого лица или его защитника; указанная в постановлении фио не наделена какими-либо полномочиями, в деле отсутствует уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении в отношении него дела в Тверской межрайонной прокуратуре адрес; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.10.2023 г. не содержит данных о дате выявления совершенного административного правонарушения для контроля соблюдения сроков вынесения постановления, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ; судом не доказана его вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения, не указана дата возникновения обнаруженных в ходе визуального осмотра перепланировок, в деле отсутствуют данные о существующей планировке на момент утверждения Мосгорнаследием предмета охраны объекта выявленного культурного наследия; судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства защитника об истребовании необходимых для вынесения объективного и мотивированного решения в Мосгорнаследии сведений, в связи с чем, невозможно уточнение информации о причинах отсутствия в акте технического состояния объекта от 21.03.2023 г, составленном представителями Департамента культурного наследия адрес, перепланировок, выявленных в ходе проведения прокурорской проверки в августе 2023 г.
Директор ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. и защитник Вэскер В.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не подавали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Прокурор отдела Прокуратуры адрес в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 8 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Приспособлением объекта культурного наследия для современного использования являются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ).
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с положениями ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 18.08.2023 г. по адресу: адрес Тверской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в ФГБУН "Институт Европы Российской Академии наук", директором которого является Громыко А.А.
В ходе проведения проверки установлено, что здание ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" по указанному адресу на основании распоряжения Правительства Москвы от 02.11.2009 N2844-РП отнесено к объектам культурного наследия (далее - Объект) регионального значения "Московский университет - Московский государственный университет им. фио, конец XIX в. - середина XX в. - Химический факультет с лабораторией фио, 1836 г, 1883 г, архитектор фио".
Право собственности на Объект оформлено за Российской Федерацией (запись о государственной регистрации права от 29.12.2018 г. N 77:01:0001005:2162-77/011/2018-1). Право оперативного управления Объектом оформлено в пользу Федерального Государственного бюджетного учреждения науки "Институт Европы Российской Академии наук", (ИНН 7703007355), запись о государственной регистрации права от 27.05.2019 N 77:01:0001005:2162-77/011/2019-2. Предмет охраны Объекта, утвержденный распоряжением Департамента культурного наследия адрес от 26.09.2012 N898 (п. 2), включает, в том числе, пространственнопланировочную структуру здания в пределах капитальных стен, опорных конструкций, перегородок и перекрытий; капитальные стены, опорные конструкции, перегородки и перекрытия.
В ходе проверки, с использованием поэтажных планов БТИ и поэтажных планов из системы "Орион" Департамента культурного наследия адрес, при проведении визуального осмотра помещений и сопоставлении реальной конфигурации помещений документам технического учета установлено наличие перепланировок и (или) переустройств в следующих помещениях:
- этаж 2, пом. VI, к. 26 - возведение перегородок, колонн;
- этаж 1, пом. IV, к. 23-24 - возведение перегородок;
- этаж 1, пом. IV, к. 14-15 - возведена перегородка;
- подвал, пом. I, к. 7 - возведение и снос перегородок, отсутствие дверного проема;
- подвал, пом. I, к. 8 - обустройство дверных проемов;
- подвал, пом. II, к 1, 2, 9- снос перегородок;
- подвал, пом. II, к. 9 - пробита несущая стеная, заложено окно;
- подвал, пом. III, к. 1 - пробита несущая стена, возведение перегородок;
- подвал, пом. VI, к. 4 - возведена перегородка, образован сан. узел, возведение межкомнатной перегородки;
- подвал, пом. VI, к. 1 возведена перегородка, заложено окно;
- подвал, пом. IX, к. 1-12 - прорублен отдельный вход со двора, пробита несущая стена, снесены и возведены межкомнатные перегородки, образован санитарный узел без согласования с Департаментом культурного наследия адрес.
Таким образом, установлено, что директор ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. допустил перепланировку вышеуказанных помещений в нарушение требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Событие указанного административного правонарушения и вина директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. в его совершении подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.10.2023 г.; распоряжением Правительства Москвы от 02.11.2009 N2844-РП с приложением; актом технического состояния объекта культурного наследия N ДКН-16-44-413/23 от 21.03.2023 г, с приложением; решением о проведении проверки N 429 от 22.06.2023 г.; актом проверки от 18.08.2023 г.; фотоматериалами; поэтажными планами и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Доводы Громыко А.А. в жалобе о недоказанности его вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, несостоятельны, поскольку они полностью опровергаются совокупностью вышеуказанных доказательств, которые проверены судьей районного суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы о не указании даты возникновения обнаруженных в ходе визуального осмотра перепланировок, отсутствии данных о существующей планировке на момент утверждения Мосгорнаследием предмета охраны объекта выявленного культурного наследия, являлись предметом проверки в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и были обоснованно отклонены по основаниям, подробно приведенным в судебном постановлении. При этом, судьей районного суда верно обращено внимание на то, что из акта технического состояния объекта культурного наследия N ДКН-16-44-413/23 от 21.03.2023 г, составленного представителями Департамента культурного наследия адрес, наличие перепланировок, выявленных в ходе проведения прокуратурой проверки 18.08.2023 г, не следует.
Доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства защитника об истребовании в Мосгорнаследии сведений о причинах отсутствия перепланировок в акте технического состояния объекта от 21.03.2023 г, составленном представителями Департамента культурного наследия адрес, не влекут удовлетворение жалобы.
По смыслу ст. 24.4 КоАП РФ суд первой инстанции вправе как удовлетворить ходатайство, так и отказать в его удовлетворении, в зависимости от обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ судья истребует и приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ.
Однако, как следует из материалов дела, имеющая совокупность доказательств явно позволяла установить все обстоятельства административного правонарушения.
Заявленное в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ходатайство об истребовании доказательств, судьей было рассмотрено и мотивированно отклонено, выводы судьи изложены в судебном постановлении и их правильность сомнений не вызывает.
Рассмотрение дела в отсутствие иных доказательств не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы об отсутствии в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.10.2023 г. даты выявления совершенного административного правонарушения не являются основанием для освобождения Громко А.А. от административной ответственности, поскольку дата совершения административного правонарушения была установлена судьей районного суда в ходе рассмотрения дела на основании представленных доказательств и нашла свое отражение в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Постановление судьи районного суда мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, выводы суда обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Оснований не согласиться с законностью и обоснованностью данного постановления не имеется.
Доводы жалобы о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого лица или его защитника нельзя признать состоятельными.
Как следует из материалов дела, директор ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. был лично уведомлен о необходимости явки в Тверскую межрайонную прокуратуру адрес для участия в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, что подтверждается его собственноручной подписью в соответствующем извещении (л.д. 37). При этом, Громыко А.А. в Тверскую межрайонную прокуратуру адрес для участия в составлении постановления не явился, ходатайство об отложении составления постановления не подавал, обеспечил явку защитника фио, которая, вопреки доводу жалобы, была наделена соответствующими полномочиями на участие в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на основании выданной ей доверенности (л.д. 38), реализовывала права лица, в отношении которого ведется производство по делу в установленном законом порядке.
Таким образом, право на защиту Громыко А.А. в ходе производства по делу не нарушено.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено судьей директору ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Тверского районного суда адрес от 07.12.2023 года, в отношении должностного лица - директора ФГБУН "Институт Европы Российской Академии Наук" Громыко А.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Журавлева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за перепланировку объекта культурного наследия без согласования, установив наличие нарушений в процессе проверки. Доводы о недоказанности вины и нарушении прав защитника были отклонены, поскольку все необходимые доказательства были представлены и исследованы. Постановление о штрафе оставлено без изменения.