Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданки адрес Мастоны Зафаровны, ... паспортные данные, на постановление судьи Басманного районного суда адрес от 31 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдукодировой М.З.
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2023 г. в отношении Абдукодировой М.З. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Басманный районный суд адрес.
Постановлением судьи Басманного районного суда адрес от 31 октября 2023 г. фио признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, фио просит об изменении постановления судьи районного суда в части выдворения, ссылается на то, что при рассмотрении дела не учтены юридически значимые обстоятельства, не выполнены задачи производства по делу, фио проходит обучение на первом курсе НОЧУВО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" на основании договора об оказании платных образовательных услуг от 09 августа 2023 г, назначенное наказание является чрезмерно суровым, в деле не учтены правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам назначения административного наказания.
В судебное заседание Московского городского суда фио не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по указанному в жалобе адресу, ходатайство об отложении судебного заседания не заявила. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в ее отсутствие по правилам ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника фио, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
На основании ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан).
Согласно материалам дела, 29.10.2023 года в 20 час. 15 мин. по адресу: адрес результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 6 отдела полиции УВД на ММ... адрес выявлена гражданка адрес прибывшая в Российскую Федерацию 21.07.2023, которая по истечении установленного срока пребывания 18.10.2023, уклонилась от выезда из Российской Федерации в нарушении ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", чем нарушила режим пребывания в Российской Федерации, а именно в городе федерального значения Москве, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действия Абдукодировой М.З. квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность Абдукодировой М.З. в его совершении подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- рапорт инспектора службы 6 отдела полиции УВД на Московском метрополитене... адрес об обнаружении признаков административного правонарушения; протокол об административном правонарушении; протокол об административном задержании; письменные объяснения Абдукодировой М.З, данные инспектору службы 6 отдела полиции УВД на Московском метрополитене... адрес по факту выявленного административного правонарушения; копия паспорта иностранного гражданина, миграционная карта; справка инспектора службы 6 отдела полиции УВД на Московском метрополитене... адрес, сведения ЗИЦ, АИС, ОАСР УФМС Росси по Москве; дактилоскопическая карта; выписка ФМС России АС ЦБДУИГ (Мигрант-1) и данные о физическом лице; сведения ЦБДУИГ ФМС России, ГИСМУ МВД России, согласно которым фио действующего патента на осуществление трудовой деятельности на адрес не имеет; трудового договора не имеет.
В протоколе об административном правонарушении подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется Абдукодировой М.З, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии заявителя, с протоколом она ознакомлена, его не оспаривала, копию для сведения получила на руки, права и обязанности, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, разъяснены, о чем имеются ее собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Абдукодировой М.З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Абдукодировой М.З. в материалах дела не имеется.
Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Абдукодировой М.З. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом.
Установленные законом сведения указанное постановление суда первой инстанции содержит.
В Постановлениях от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации высказал правовые позиции, согласно которым устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе действующее законодательство определяет, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения, в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону. При этом законность проживания иностранного гражданина позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Таким образом, правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона при вынесении решения судом могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Вопреки доводам жалобы, в данном случае административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации Абдукодировой М.З. назначено судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, что соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Соглашаясь с назначением судьей дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает характер совершенного заявителем правонарушения, объектом которого является особый режим пребывания иностранных граждан на адрес, конкретные обстоятельства настоящего дела, данные о личности Абдукодировой М.З, которая, являясь иностранной гражданкой и находясь на адрес, обязана знать и соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, так как законность проживания иностранного гражданина позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
При рассмотрении дела в административном органе и суде первой инстанции Абдукодировой М.З. разъяснено право на участие в деле переводчика и защитника (л.д. 2 оборот, 3, 4, 5, 18), от чего она отказалась, воспользовавшись процессуальными правами по своему усмотрению. Право на защиту не нарушено.
Действия Абдукодировой М.З. правильно квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Абдукодировой М.З. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы жалобы о том, что фио проходит обучение на первом курсе НОЧУВО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" на основании договора об оказании платных образовательных услуг от 09 августа 2023 г. с заочной формой обучения (л.д.33), иного вывода по делу не влекут, поскольку согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, в том числе когда федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию.
Наличие у Абдукодировой М.З. оснований находится на адрес в качестве студента негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия", не имеется. По материалам дела, истребованным Московским городским судом сведениям ГИСМУ, представленным с жалобой незаверенным копиям документов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующее ходатайство образовательной организации не направлялось.
Об обучении до рассмотрения дела Московским городским судом фио не сообщала, не лишена возможности продолжить избранную заочную форму обучения в стране гражданской принадлежности.
Порядок и срок давности привлечения Абдукодировой М.З. к административной ответственности не нарушены.
Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
По общему правилу, основаниями для продления срока временного пребывания иностранных граждан в РФ являются обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 7, 8 - 12 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
Применительно к положениям вышеназванных нормативных актов, положениям приказа МВД РФ от 22 ноября 2021 г. N 926 "Об утверждении порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", по материалам дела срок пребывания
иностранной гражданки Абдукодировой М.З. на момент выявления вмененного правонарушения в установленном порядке не продлевался.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Басманного районного суда адрес от 31 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдукодировой М.З. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность административного наказания в виде штрафа и выдворения иностранного гражданина, который уклонился от выезда из России по истечении срока пребывания. Судебная инстанция отметила, что все процессуальные права были соблюдены, а назначенное наказание соответствует характеру правонарушения и законодательным требованиям.