Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 июня 2005 г. N Ф04-3969/2005(12347-А27-40)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства России по налогам и сборам N 1 по Кемеровской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к колхозу "Алчедатский" (далее - Колхоз) о взыскании штрафных санкций в размере 2 700 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2005 в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполноту выясненных обстоятельств, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение. Жалоба мотивирована следующим: согласно статей 23, 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекция имеет право запросить необходимые документы для осуществления налогового контроля; порядок исчисления срока предоставления документов установлен статьей 6.1 НК РФ; документы не конкретизированы в силу того, что Инспекция не может знать их точное количество и наименование транспортных средств, которые учтены при применении льготы Колхозом; налоговая санкция обоснованна, так как рассчитана исходя из точного количества несвоевременно представленных документов.
Отзыв на кассационную жалобу Колхозом не представлен.
Судом и материалами дела установлено следующее.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации Колхоза по транспортному налогу за 3 месяца 2004 года Инспекция вынесла решение от 28.06.2004 N 807 о привлечении Колхоза к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок 54 документов по требованию от 13.05.2004 N 134/4334 в виде штрафа в сумме 2 700 руб.
В требовании о предоставлении документов от 13.05.2004 запрашивались копии паспортов транспортных средств, ведомость учета основных средств. Требование получено Колхозом 19.05.2004, документы в количестве 54 штук представлены Колхозом 26.05.2004.
Поскольку указанные налоговые санкции в бюджет не поступили, Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что в действиях Колхоза отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный статьей 126 НК РФ, поскольку Инспекция не представила доказательств реальной возможности в течение 5 календарных дней представить документы, в статье 93 НК РФ не определены правила исчисления срока представления документов; Колхоз представил документы в течение 5 рабочих дней; требование о предоставлении других документов Инспекцией не конкретизировано и количественно не определено; не изложены обстоятельства необходимости представления документов.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для отмены решения суда.
Требование о предоставлении документов от 13.05.2004 N 134/4334 было отправлено Колхозу со ссылкой на статью 93 НК РФ и с указанием представить перечисленные в нем документы в пятидневный срок.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что в рассматриваемом случае отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 126 НК РФ, поскольку запрошенные Инспекцией документы были представлены Колхозом в течение 5 рабочих дней.
Ссылка Инспекции на положения статьи 6.1 НК РФ кассационной инстанцией не принимается, поскольку указанная статья прямо не определяет день окончания срока, исчисляемого днями. Кроме того, довод Инспекции о том, что при исчислении 5- дневного срока, установленного статьей 93 НК РФ, необходимо учитывать календарные дни, а не рабочие, не может быть принят, поскольку ставит в неравное положение налогоплательщиков, реальный срок представления документов для которых будет зависеть от дня недели, когда они получат требование о предоставлении документов.
С учетом изложенного, а также части 7 статьи 3 НК РФ, является обоснованным вывод суда о том, что налогоплательщик исполнил свою обязанность и выполнил требование Инспекции, представив документы в течение пяти рабочих дней.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-29911/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить их налоговому органу в пятидневный срок.
Налоговый орган полагает, что колхоз правомерно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок запрошенных документов, т.к. требование получено им 19.05.2004 г., а документы представлены лишь 26.05.2004 г., т.е. через 7 календарных дней. Налогоплательщик считает, что оснований для привлечения его к ответственности нет, т.к. документы были представлены в установленный законом срок - через 5 рабочих дней.
Суд сделал вывод, что налогоплательщик своевременно представил запрошенные документы, поэтому привлечению к ответственности не подлежит. При этом указал, что в ст. 93 НК РФ не определены правила исчисления срока представления документов, поэтому признал несостоятельной ссылку налогового органа на положения ст. 6.1 НК РФ, т.к. указанная статья прямо не определяет день окончания срока, исчисляемого днями.
Также суд не принял довод налогового органа о том, что при исчислении 5-дневного срока, установленного ст. 93 НК РФ, необходимо учитывать календарные дни, а не рабочие. При этом указал, что это ставит в неравное положение налогоплательщиков, реальный срок представления документов для которых будет зависеть от дня недели, когда они получат требование о представлении документов.
Учитывая вышеизложенное, а также положения ч. 7 ст. 3 НК РФ, суд сделал вывод об отсутствии в действиях налогоплательщика вменяемого состава правонарушения.
Суд поддержал позицию налогоплательщика, решение по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июня 2005 г. N Ф04-3969/2005(12347-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании