Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 июля 2005 г. N Ф04-4093/2005(12633-А46-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными бездействий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отказе от проведения зачета излишне уплаченного налога на имущество за 2003 год в сумме 43390741 руб. и об обязании провести указанные действия.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение налоговой инспекцией положений пунктов 4, 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих вынесение решения о зачете в течение 5 дней после получения соответствующего заявления и информирование об этом налогоплательщика, а также на наличие переплаты по лицевому счету в связи с подачей уточненных налоговых деклараций по налогу.
Решением от 18.04.2005 Арбитражного суда Омской области требования ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие должностных лиц налоговой инспекции, выразившихся в нарушении установленной статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры рассмотрения заявления о зачете излишне уплаченных сумм налогов. В проведении зачета уплаченного обществом налога на имущество предприятия за 2003 год отказано в связи с отсутствием у ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" права на льготу, предусмотренную пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон "О налоге на имущество предприятий", Закон).
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго", ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит изменить решение Арбитражного суда Омской области в части отказа в удовлетворении требований об обязании налогового органа произвести зачет уплаченного обществом налога на имущество предприятий за 2003 год в размере 43390741 руб. и принять новый акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель кассационной жалобы полагает, что ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" является единственным производителем и поставщиком электрической и тепловой энергии на территории г. Омска и Омской области, соответственно, его энергетическое оборудование осуществляет комбинированное производство и поставку потребителям тепловой и электрической энергии. Поэтому считает, что производственные сооружения и оборудование филиала компании ТЭЦ-5 являются объектами тепло- и электроснабжения относятся к объектам жилищно-коммунальной сферы. Считает, что заявитель при исчислении налога на имущество обоснованно воспользовался льготой, предусмотренной пунктом "а" статьи 5 Закона "О налоге на имущество предприятий".
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, налоговый орган считает вынесенное по делу судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу города Омска на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 23.03.2004 ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2003 года, 1 полугодие 2003 года, за 9 месяцев 2003 года, а также за 2003 год, по деятельности филиала - ТЭЦ-5, в соответствии с которой предприятием заявлена к уменьшению сумма налога на имущество в размере 43390741 руб.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговой инспекцией вынесено решение N 10-23/60 от 17.06.2004 об отказе в привлечении ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" к налоговой ответственности.
ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" 26.04.2004 представило в налоговую инспекцию заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на имущество предприятий в счет текущих платежей в размере 43390741 руб.
В обоснование для проведения зачета налогоплательщик ссылается на представление в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2003 год по деятельности филиала ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" - ТЭЦ- 5, что повлекло образование переплаты по лицевому счету заявителя на сумму 43390741 руб. Излишняя уплата налога, по мнению налогоплательщика, произошла в результате неверного исчисления в связи с включением в балансовую стоимость имущества, формирующего налоговую базу по налогу, объектов жилищно- коммунальной сферы.
Не получив ответа на данное заявление, ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго", полагая, что указанные действия налоговой инспекции нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
На основании пункта "а" статьи 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Правовой анализ названной нормы указывает, что данное правило распространяется на всех плательщиков налога на имущество независимо от того, к какой отрасли народного хозяйства они относятся, поскольку основанием для ее применения служит наличие объектов жилищно-коммунальной и социально- культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика, что прямо указано в Законе.
Принимая решение, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой, предусмотренной пунктом "а" статьи 5 Закона "О налоге на имущество предприятий".
Данный вывод основан на материалах дела и соответствует требованиям норм материального права, указанным в решении суда.
Арбитражный суд, проанализировав норму статьи 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" во взаимосвязи с Классификатором отраслей народного хозяйства N 1-75-018, пришел к правильному выводу, что сооружения и оборудование филиала ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" - ТЭЦ-5, участвующие в комбинированной выработке в производстве тепловой и электрической энергии, не являются объектами жилищно-коммунальной сферы, следовательно, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, не может уменьшаться на балансовую (нормативную) стоимость данного имущества, находящегося на балансе налогоплательщика. Другими словами, указанные сооружения и оборудование ТЭЦ-5 подлежат налогообложению.
Исходя из изложенного, суд правомерно согласился с выводом налогового органа о том, что при расчете налога на имущество за 2003 год ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" неправомерно исчислило сумму налога, применив льготу в соответствии с вышеозначенной нормой права.
Отсутствие у заявителя права на указанную льготу по налогу на имущество является основанием к отказу в проведение зачета излишне уплаченной суммы налога на имущество предприятий в счет текущих платежей.
Но указанное обстоятельство не освобождает налоговую инспекцию от обязанности по рассмотрению поданного налогоплательщиком заявления от 24.06.2004 по существу и вынесения по нему соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Однако налоговой инспекцией не соблюдена процедура рассмотрения заявления о проведении зачета.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о признании незаконным действий должностных лиц налоговой инспекции в указанной части.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду сторонами, правильно применил нормы материального права и не допустил неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, постановления.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Государственная пошлина, оплаченная в бюджет заявителем при подаче кассационной жалобы с нарушением требований, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 47, подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 18.04.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-904/04 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" государственную пошлину в сумме 1000 рублей, оплаченную по платежному поручению N 11778 от 12.05.2005. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 г. N Ф04-4093/2005(12633-А46-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании