Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 августа 2004 г. N Ф04-5559/2004(А27-3635-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Томусинское энергоуправление", город Междуреченск, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Междуреченску, выразившихся в начислении в отношении общества пени по налогу на пользователей автодорог за период с 01.01.2001 и до момента обращения заявителя в арбитражный суд.
Решением суда от 04.03.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.
Постановлением от 30.06.2003 кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа состоявшееся решение суда было отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении суду было предложено исследовать вопрос, за какой период уплачен налог, а также проверить обстоятельства по периоду начисления пени и недоимки по уплате налога в 2001-2002 годы.
Решением от 26.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2004, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия налогового органа по начислению обществу пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за период с 01.01.2001 по 30.09.2002 в размере 44 912 рублей 21 копейки.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, в связи с чем начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный фонд, помесячно на 15 число каждого месяца, является незаконным.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Заявитель указывает, что до 2001 года действовал Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, поэтому инспекцией правомерно была начислена пеня на сумму задолженности по налогу, образовавшуюся до 2001 года, в размере 44 761, 70 рублей. По мнению налогового органа, приостановление действия Порядка связано с упразднением Федерального дорожного фонда Российской Федерации и не распространяется на положения, затрагивающие сроки уплаты налога, поэтому начисление оспариваемой суммы пеней также является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, поскольку из представленных в судебное заседание деклараций по данному налогу за 2000-2002 годы, платежных поручений, а также выписок из лицевых счетов следует, что у общества отсутствует недоимка по уплате данного налога в 2001-2002 годы. В связи с чем, начисление пени за период с 1.01.2001 по 30.09.2001 по данному налогу за 2001 год является незаконным.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы кассационной жалобы признала неправомерными.
Как следует из материалов дела, инспекцией по состоянию на 01.01.2001 обществу были начислены пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 729 138 рублей 74 копеек. Обществом было уплачено 82 726 рублей пеней. На 01.11.2002 размер пени составил - 691 325 рублей 08 копеек, из них 44 912 руб. составили пени за период с 1.01.2001. Уплаченные суммы пеней в размере 82 726 рублей заявитель посчитал направленными в погашение пеней, начисленных до 01.01.2001.
Не согласившись с принятым инспекцией решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством и налогах и сборах, сроки.
Материалами дела установлено, что у ОАО "Томусинское энергоуправление" за 2001-2002 годы отсутствует недоимка по уплате налога.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд был установлен в пункте 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного Фонда, который утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Вместе с тем, действие данного постановления было приостановлено на 2001 и 2002 годы Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год".
Закон Кемеровской области N 8-03 от 27.06.1995 "О дорожном фонде Кемеровской области" не установил сроки уплаты данного налога.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, исследуя в полном объеме доводы сторон по существу спора, пришел к выводу, что действия налогового органа по начислению пени в течение 2001 года являются неправомерными, поскольку с 1.01.2001 не был установлен законодательно срок уплаты данного налога.
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным, применение судами норм материального и процессуального права правильным. Вопрос недоимки по уплате налога за 2001 - 2002 годы судом исследован, в связи с чем, не принимаются доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе в этой части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26.12.2003 и постановление от 14.04.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1553/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2004 г. N Ф04-5559/2004(А27-3635-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании