Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 января 2005 г. N Ф04-9360/2004(7647-А27-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Разрез "Красногорский" (далее ОАО "Разрез "Красногорский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 26.09.2003 N 171-1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также требований от 03.10.2003 N 108 об уплате налога и N 107 об уплате налоговой санкции.
Заявленные требования мотивированы тем, что хотя нормативы потерь на 2003 год в установленном законом порядке не были своевременно утверждены Правительством Российской Федерации и не были согласованы с Федеральным горным и промышленным надзором России, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за май 2003 года налогоплательщиком правомерно произведено налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. В связи с этим начисление налоговым органом налога на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 4 процента и привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), является незаконным.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.06.2004 требования ОАО "Разрез "Красногорский" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2004 решение суда от 08.06.2004 изменено, заявленные требования удовлетворены в части.
В кассационной жалобе ОАО "Разрез "Красногорский", ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда от 14.10.2004 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 08.06.2004.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителями в судебном заседании, налоговая инспекция считает вынесенное по делу постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В связи с проведенной реорганизацией и в соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции произвел замену ответчика - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки налоговых деклараций, предоставленной за май 2003 года, решением налоговой инспекции от 26.09.2003 N 171-1 ОАО "Разрез "Красногорский" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 18606 руб., ему доначислен налога на добычу полезных ископаемых в размере 93032,29 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 3037 руб. В адрес заявителя выставлены требования N N 107,108 от 03.10.2003 об уплате в бюджет недоимки, пени и налоговых санкций.
Основанием доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения ОАО "Разрез "Красногорский" к налоговой ответственности послужило то обстоятельство, что налогоплательщик необоснованно, по мнению налоговой инспекции, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ в мае 2003 года применил налоговую ставки 0 процентов к нормативным потерям угля (фактическим потерям угля при добычи) в количестве 9225 тонн, что привело к занижению налогооблагаемой базы и к неуплате налога в сумме 93032,29 руб. На момент определения налогоплательщиком налоговой базы нормативы потерь в установленном законом порядке для ОАО "Разрез "Красногорский" утверждены не были, поэтому весь объем добытого заявителем в мае 2003 года угля в 49098 тонн должен облагаться по налоговой ставке 4 процента.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило налогоплательщику основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя постановление апелляционной инстанции без изменения, исходит из установленных судебной инстанцией обстоятельств дела и следующих норм материального права.
На основании главы 26 НК РФ (налог на добычу полезных ископаемых) налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются - нормативы потерь) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
Согласно данным Правилам нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Согласно пункту 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь полезных ископаемых все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативных потерь.
Нормативы потерь при добыче полезных ископаемых на 2003 год по Кемеровской области, утвержденные протоколами N 63-11/0149-пр от 19.05.2003 и N 61- 11/0436-пр от 08.09.2003 заседания Комиссии Министерства природных ресурсов Российской Федерации по рассмотрению материалов по нормативам потерь и уточненным нормативам потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработке месторождений, были согласованы с Кузнецким управлением федерального горного и промышленного надзора России в декабре 2003 года.
Согласно представленных нормативов потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче полезных ископаемых на 2003 год по Кемеровской области, доведенных до Управления МНС России по Кемеровской области Кузнецким управлением Госгортехнадзора письмом от 10.12.2003 N 08-1357, в отношении ОАО "Разрез Красногорский" указанные нормативы потерь составили 13 процентов.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд признал решение налоговой инспекции от 26.09.2003 N 171-1 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", требование об уплате налога N 108 от 03.10.2003 и требование N 107 об уплате налоговой санкции от 03.10.2003, выставленные ответчиком в адрес ОАО "Разрез "Красногорский", недействительными.
В соответствии с мотивировочной частью решения суда признано незаконным доначисление налогоплательщику 93032,99 руб. налога на добычу полезных ископаемых, 3057 руб. пени и 18606 руб. штрафа. Суд указал, что налогоплательщик обоснованно при исчислении налога за май 2003 года, в соответствии с нормами права, установленными подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, применил в отношении 9225 тонн добытого полезного ископаемого, то есть в части существующих нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, налоговую ставку 0 процентов.
Обращаясь в арбитражный суд с апелляционной жалобой, учитывая, что на момент принятия решения судом первой инстанции нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, для ОАО "Разрез "Красногорский" в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, были разработаны и утверждены, налоговая инспекция практически согласилась с тем, что налогоплательщик в части нормативов потерь полезных ископаемых обоснованно применил налоговую ставку 0 процентов. Однако, по мнению налогового органа, налогоплательщик и суд первой инстанции при исчислении налогооблагаемой базы и объема угля, к которому необходимо было применить налоговую ставку 0 процентов, допустили арифметическую ошибку.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность судебного решения от 08.06.2004, пришел к обоснованному выводу о правомерном применении заявителем в мае 2003 года по налогу на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь.
Однако апелляционная инстанция, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и проверив правильность производства расчетов налогоплательщика при исчислении налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, также правильно определила, что объем потерь угля, исходя из утвержденного для ОАО "Разрез "Красногорский" норматива потерь в 13 процентов, при общем объеме его добычи в 49098 тонн составляет не 9525 тонн, а 6382,74 тонны угля. Причиной завышения объема нормативных потерь угля явилось то обстоятельство, что при исчислении налоговой базы налогоплательщик применил в качестве норматива потерь не 13 процентов, а 19,4 процента, что и привело к неправильному исчислению налога.
С учетом данных обстоятельств апелляционная инстанция обоснованно изменила решение суда первой инстанции от 08.06.2004 и признала решение налогового органа от 26.09.2003 N 171-1 недействительным в части дополнительного начисления на- лога на добычу полезных ископаемых за май 2003 в сумме 62341,91 руб., пеней в сумме 2048,50 руб., налоговой санкции в сумме 12467,78 руб. и соответственного снижены суммы налога, налоговых санкций и пеней, подлежащих уплате налогоплательщиком на основании требований налогового органа от 03.10.2003 N 107 и N 108.
В остальной части в удовлетворении заявленных ОАО "Разрез "Красногорский" требований апелляционной инстанцией отказано.
Учитывая, что выводы апелляционной инстанции по делу N А27-17628/03-6 соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам и действующим нормам материального права, кассационная инстанция оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
Довод налогоплательщика, содержащийся также и в кассационной жалобе, о том, что изменяя решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция необоснованно отклонила сведения, содержащиеся в дополнительной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, предоставленной ОАО "Разрез "Красногорский" в налоговую инспекцию в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, 03.11.2003 года, апелляционной инстанцией обоснованно отклонен, поскольку дополнительная декларация не была предметом рассмотрения налогового органа при вынесении обжалуемого ненормативного акта от 26.09.2003 N 171-1.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет. В связи с изложенным, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила: постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской от 14.10.2004 области по делу N А27-17628/03-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2005 г. N Ф04-9360/2004(7647-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании