Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 января 2005 г. N Ф04-9569/2004(7843-А27-33)
(извлечение)
Муниципальное предприятие "Коммунальщик" (далее - МП "Коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Гурьевску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 31.05.2004 N 43 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 14019,20 руб., а также о признании недействительными выставленных требований N 1621 в части взыскания суммы налога в 70096 руб., соответствующих размеру недоимки сумм пеней и требования N 133 в части уплаты штрафа в сумме 14019,20 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на правомерность заявленной с 01.07.2001 льготы по налогу на добавленную стоимость в порядке, определяемом статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000. N 118-ФЗ. Полагает, что услуги по санитарному содержанию и техническому обслуживанию жилых помещений относятся к жилищным услугам и включены в состав услуг по предоставлению жилых помещений, независимо от форм собственности, что исключает объект налогообложения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.09.2004 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В отзыве на кассационную жалобу МП "Коммунальщик" решение суда первой инстанции считает законным, обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, в период с 16.03.2004 по 09.04.2004 налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка МП "Коммунальщик" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.12.2002 по 01.01.2004. Проведенной проверкой была установлено, что в результате неправомерного применения заявителем льготы, установленной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), допущена неуплата налогоплательщиком в проверяемом периоде налога на добавленную стоимость в 70096 РУб- По результатам проверки налоговым органом принято решение N 43 от 31.05.2004 о привлечении МП "Коммунальщик" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Налогоплательщику начислены к уплате в бюджет 70096 руб. налога на добавленную стоимость, пени, приходящиеся на данную сумму недоимки, штраф в размере 14019,20 руб., а также выставлены требования N 1621 в части взыскания суммы налога 70096 руб., соответствующих размеру недоимки сумм пеней и требование N 133 в части уплаты штрафа в сумме 14019,20 руб.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно воспользовался льготой, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. МП "Коммунальщик" получил в хозяйственное веденье от Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского района жилой фонд и на основании договоров найма жилого помещения кроме предоставления жилья в найм обязан был также проводить профилактическое обслуживание санитарно-технического и другого оборудования жилого фонда и все виды ремонтов.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда о неправомерном начислении МП "Коммунальщик" налога, пени и штрафа основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Исходя из положений статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождаются от налогообложения услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно Федеральному закону N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 01.01.2004.
Статьей 27 названного закона предусмотрено, что до 01.01.2004 освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду)- Следовательно, от налога на добавленную стоимость освобождается плата, взимаемая собственниками или уполномоченными ими лицами за предоставленные в пользование жилые помещения.
От налогообложения также освобождаются услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов.
Заявитель воспользовался освобождением от уплаты налога в размере 70096 руб., включив в рассчитываемую сумму квартплату, услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию и плату за наем.
В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений". Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 38 НК РФ дано понятие услуги, которой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора.
По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой, стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем, то есть обязуется оказать услугу в виде предоставления в пользование (владение) жилого помещения за плату.
Поскольку действие по предоставлению в пользование жилых помещений не имеет материального выражения, право на использование этого помещения реализуется в процессе пользования помещением, следовательно, для целей налогообложения предоставление в пользование жилых помещений является услугой.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002- 93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (в редакции от 01.07.2003), услуга по предоставлению в пользование жилых помещений относится к жилищным услугам, поименованным в общем разделе 041000 "Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания", и классифицируется по коду 041101 "Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности".
Таким образом, оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, и, следовательно, именно данный вид услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Статьей 15 Закона Российской Федерации N 4218-1 от 24.12.1992 "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.
При этом под платой за содержание жилья понимается плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома.
Плата за ремонт жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации перечнем связанных с таким ремонтом работ.
Плата за наем жилого помещения - плата, взимаемая собственником жилья с нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения и являющаяся доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем.
Однако суд при рассмотрении дела не исследовал довод налогового органа о том, что согласно данной структуре платежей, по которым МП "Коммунальщик" воспользовалось освобождением от налогообложения, оно правильно, с учетом требований пункта 4 статьи 149 НК РФ осуществляло раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемых от палогоооложепня).
Правильность и достоверность такого раздельного учета налоговым органом пол сомнение не ставится, налогоплательщиком не оспаривается.
С учетом приведенных норм права, суд кассационной инстанции соглашается с доводами налогового органа о том, что в соответствии с пунктом 15 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. утвержденных приказом МНС Российской Федерации от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, предоставление в пользование жилых помещений в домах, относящихся к государственному жилищному фонду, муниципальному жилищному фонду и общественному жилищному фонду, осуществляется на основании договора найма жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения, либо уполномоченным собственником организацией и нанимателем-гражданином. Таким образом, от налога освобождается только плата (оплата жилья), взимаемая в рамках договора найма в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
При этом от налогообложения освобождается оплата услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не эксплуатационные услуги, оплачиваемые за счет указанной платье жилищными организациями (в т.ч. муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими функции управления жилищным фондом), то есть от налога освобождены именно средства, поступающие этим организациям от населения з виде оплаты услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не дальнейшее их перераспределение, в том числе на указанное техническое обслуживание, санитарное содержание и все виды ремонтов жилого фонда, за исключением жилья в домах жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, реализация услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту в силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
То обстоятельство, что средства, направляемые на осуществление указанных работ (услуг) по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту у МП "Коммунальщик" формировались за счет квартирной платы, полученной от населения, не влияет ни на правовую природу заключенных с нанимателями договоров, ни на налоговые отношения, участником которых является заявитель.
Таким образом, налоговая льгота, установленная подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ (освобождение квартирной платы от налога на добавленную стоимость), в данном случае неприменима, следовательно решение N 43 от 31.05.2004 и требование N 1621 в части взыскания суммы налога, пени, требование N 133 в части уплаты штрафа в сумме приняты налоговой инспекцией правомерно.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда, изложенные в решении, сделаны на основании неправильного истолкования норм материального права, в связи с чем принятое по арбитражному делу N А27-15375/2004-6 судебное решение подлежит отмене.
Учитывая, что судом не исследовались и не проверялись соблюдение налоговым органом общих положений привлечения МП "Коммунальщик" к налоговой ответственности, установленных нормами права, содержащимися в главе 15 НК РФ, и правильность определения размера начисленных налогоплательщику к уплате в бюджет сумм налога, пеней и штрафа, кассационная инстанция считает необходимым дело направить на новое рассмотрение#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2005 г. N Ф04-9569/2004(7843-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании