Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 января 2005 г. N Ф04-9370/2004(7714-А67-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Томский завод резиновой обуви" (далее ОАО "ТЗРО") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным требования N 2682 от 07.05.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по городу Томску (далее ИМНС N 2 по городу Томску).
Определением суда от 19.09.2003 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Томский территориальный фонд ОМС.
Решением арбитражного суда Томской области от 04.02.2004 года требования ОАО "ТЗРО" удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что ответчик и третьи лица не представили доказательств оснований возникновения и периода начисления задолженности по пени, требования налогового органа не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС N 2 по городу Томску просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а именно статья 8 Федерального закона от 31.07. 1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", требование об уплате взносов направлено своевременно.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Томский завод резиновой обуви" просит оставить без изменения судебные акты, указывая, что ответчик не представил доказательств правомерности и размера начисленных пеней, для направления требования об уплате налога установлен трехмесячный срок.
В отзыве на кассационную жалобу Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования соглашается с доводами, приведенными в кассационной жалобе и просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, ИМНС N 2 по городу Томску в адрес ОАО "ТЗРО" направило требование N 2682 об уплате пени в сумме 379887 руб. по состоянию на 07.05.2003 с указанием срока уплаты 13.05.2003.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленное требование ОАО "ТЗРО", а апелляционная инстанция, оставив без изменения решение, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что указанные в требовании налогового органа пени начислены без учета суммы недоимки по взносам по состоянию на 01.01.1999.
Из статьи 9 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 года N 188-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшаяся на 1 января 2001 года, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а по задолженности, образовавшейся после 1 января 2001 года, пени исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 10 указанного Закона).
Пунктом 10 Инструкции о порядке взимания страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 года N 1018, плательщики взносов уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
Для ОАО "ТЗРО" дата уплаты страховых взносов установлено 15 число месяца.
Согласно пункту 21 указанной Инструкции пени для работодателей начисляются за каждый день просрочки уплаты страховых взносов (платежей) в размере 1 процента суммы недоимки.
Статьей 5 Закона РФ от 01.05.1999 N 91-ФЗ "О бюджете федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год "предусмотрено, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в Фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени; пеня начисляется за каждый день просрочки по страховым взносам работодателей в размере 0,3 процента суммы недоимки.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 31.07.1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999 года.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые подлежат применению в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Таким образом, при имеющейся задолженности налоговый орган вправе направить требование об уплате налога, представляющее собой письменное извещение налогоплательщику о наличии неуплаченного налога и пени, обязанность по уплате которых им самостоятельно не исполнена, но указанное требование должно быть направлено в установленные сроки и соответствовать всем вышеперечисленным требованиям.
Как следует из материалов дела, сумма задолженности по пене в размере 391634 руб.
в Фонд обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд была передана в Инспекцию МНС России по городу Томску Фондом обязательного медицинского страхования по акту сверки N 7350 по состоянию на 01.01.2001 года (т. 1 л.д.112-115).
Арбитражным судом установлено, что указанная сумма пени сформировалась за период с 15.04.1993 года по 31.12.2000 год. В соответствии с данными о состоянии задолженности ОАО "ТЗРО" от 25.05.2004 года, сумма задолженности в федеральный фонд по пене на 31.12.2000 год составила (с учетом уплаченной суммы пени в размере 745 руб.) 391634,98 руб. Кроме задолженности по пени в акте сверки указана задолженность в Федеральный фонд по взносам на обязательное медицинское страхование на эту же дату в размере 31530,68 руб. Ответчик не отрицал, что на момент направления ОАО "ТЗРО" оспариваемого требования, недоимки по страховым взносам в федеральный фонд за организацией не числилось.
До вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации содержала положение о том, что сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.
Кроме этого, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 года N 147-ФЗ (в редакции ФЗ от 09.07.99 N 155-ФЗ) суммы пени, начисленные по состоянию на 01.01.99 года, но не уплаченные налогоплательщиком (налоговым агентом) или не взысканные с налогоплательщика (налогового агента) к моменту введения в действие части первой Кодекса (01.01.1999 г.), уплачиваются налогоплательщиком (налоговым агентом) или взыскиваются с налогоплательщика в размерах, начисленных на 01.01.99 год, но не более неуплаченной суммы налога (сбора), указанное ограничение на суммы пеней действовало до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999 года.
С учетом исследования материалов дела и действующего законодательства арбитражный суд правомерно указал, что в требовании налогового органа сумма пени без учета вышеизложенных норм права.
В статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации указаны основные положения, которые должны быть указаны в требовании налогового органа.
Арбитражный суд с учетом статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и имеющихся материалов дела пришел к выводу, что оспариваемое требование оформлено с нарушением статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, арбитражный суд установил, что в оспариваемом требовании сумма пени исчислена с учетом уже взысканной пени по делу N А67-3395/98.
В соответствии с требованием части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик и третье лицо не представили бесспорных доказательств о правомерности требования уплаты ОАО "ТЗРО"379887руб. пени.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 04.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7269/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2005 г. N Ф04-9370/2004(7714-А67-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании