Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 марта 2005 г. N Ф04-929/2005(9048-А27-35)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промсибинвест", г. Кемерово (далее - ООО "Стройкомплект") о взыскании налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 100 рублей.
Решением арбитражного суда от 22.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд исходил из того, что штраф за несвоевременное представление расчетов по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года в сумме 100 рублей не может быть взыскан с налогоплательщика на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2004 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования инспекции. Считает, что расчеты авансовых платежей по сбору на нужды образовательных учреждений за 6 месяцев является налоговой декларацией и законодательством установлен срок ее представления.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Промсибинвест" к началу судебного заседания не поступил.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка расчетов ООО "Промсибинвест" по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года, представленного в налоговый орган 08.12.2003, по результатам которой было принято решение от 09.02.2004 N 35122 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 100 рублей. Основанием для принятия такого решения послужило несвоевременное представление ООО "Промсибинвест" расчета по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года. В добровольном порядке требование от 16.02.2004 N 5156 об уплате налоговой санкции налогоплательщиком не исполнено.
Арбитражный суд, отказав инспекции в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций в сумме 100 рублей за несвоевременное представление ООО "Промсибинвест" расчета по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года, принял решение с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Из пункта 4 статьи 23 и статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статьи 52, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 "Об отмене налога с продаж и введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц на территории Кемеровской области" (с изменениями от 29.05.2003) уплата авансового платежа по сбору производится плательщиками ежемесячно исходя из установленной ставки сбора и фактически начисленного фонда заработной платы организаций за истекший месяц до 15-го числа следующего месяца.
Статья 5 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 (с изменениями от 29.05.2003) устанавливает, что налоговым периодом по сбору на нужды образовательных учреждений признается календарный год, а отчетными периодами по сбору признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 (с изменениями от 29.05.2003) плательщики сбора по истечении отчетного (налогового) периода представляют в налоговые органы по месту налогового учета налоговую декларацию по сбору на нужды образовательных учреждений по форме согласно приложению к настоящему Закону в срок, установленный законодательством для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
Сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются статьей 15 Федерального Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и составляют для представления квартальной отчетности - в течение 30 дней по окончании квартала, а для представления годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года.
Следовательно, к налоговой ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений можно привлечь в случае нарушения налогоплательщиком сроков представления налоговой декларации по сбору за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
Из материалов дела усматривается, что в нарушение части 1 статьи 168 и части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер налоговой санкции не был предметом исследования ни в арбитражном суде первой инстанции ни в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Учитывая, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права могли привести к принятию неправильного решения по делу и не могут быть устранены кассационной инстанцией, судебные акты по делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо разрешить спор по существу в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом указанных замечаний, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1, пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20.07.2004 (полный текст изготовлен 22.07.2004) и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2004 (полный текст изготовлен 26.11.2004) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12020/2004-6 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2005 г. N Ф04-929/2005(9048-А27-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании