Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 марта 2005 г. N Ф04-914/2005(9059-А67-33)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Дом книги" (далее - ООО "Дом книги") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственной думе Томской области о признании недействительным решения Малого Совета Томского областного Совета народных депутатов (далее - Томский областной СНД) от 23.08.1993 N 167 "О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Томска", в части включения в перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность г. Томска, утвержденного решением Томского городского Совета народных депутатов от 16.06.1993 N 98, здания магазина, расположенного в г. Томске, проспект Фрунзе, дом 102, как несоответствующего в оспариваемой части статье 35 Конституции Российской Федерации, статье 14 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и нарушающего право ООО "Дом книги" как собственника данного нежилого помещения.
Определением от 16.06.2004 к участию в деле на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено 3-е лицо - Департамент недвижимости Администрации г. Томска.
Решением суда первой инстанции от 13.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, заявитель просит решение от 13.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2004 отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик заявленные требования не признал по тем основаниям, что оспариваемое решение Малого Совета Томского областного СНД от 23.08.1993 N 167 принято в соответствии с действующим на тот момент законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В отзыве ответчик также указал, что ООО "Дом книги" не представило доказательства, подтверждающего нахождение у него на праве собственности нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, проспект Фрунзе, 102.
В судебном заседании представитель заявителя отводы суду, заявления, ходатайства не заявил.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителя, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, до 1991 года нежилое помещение (магазин N 4) находилось на балансе областного объединения "Томскоблкнига", ликвидированного по решению Исполнительного комитета Томского областного СНД N 184 от 06.06.1991. Все подразделения, входившие в объединение "Томскоблкнига", а также имущество аппарата управления переданы в непосредственное подчинение его правопреемнику - Управлению печати и массовой информации Томского облисполкома, которое выступило совместно с 12 физическими лицами учредителем книготоргового предприятия (товарищества с ограниченной ответственностью) "Дом книги".
По условиям учредительного договора уставной фонд образуется в сумме 318 000 руб. за счет вкладов учредителей, в том числе доли юридического лица в сумме 306 000 руб.
Согласно учредительному договору от 06.09.1991 имущественная часть уставного фонда должна вноситься в виде перечня в учредительный баланс предприятия с оценкой в денежной форме (по акту передачи основных средств).
В соответствии с пунктом 5 учредительного договора Управление печати и массовой информации Томской области обязалось передать предприятию в хозяйственное владение основные средства на сумму 140 000 руб.
Приказом Управления печати и массовой информации Томской области от 04.11.1991 N 152 о ликвидации его структурных подразделений (в том числе магазина N 4) и создании на их базе самостоятельных книготорговых предприятий были утверждены учредительные документы предприятия "Дом книги" (бывший магазин N 4).
Устав вновь созданного товарищества зарегистрирован решением исполнительного комитета Советского районного СНД г. Томска от 26.11.1991 N 1442.
12.12.1991 с баланса ликвидационной комиссии Управления печати и массовой информации Томской области по ликвидации объединения "Томскоблкнига" переданы по акту на баланс магазина N 4 "Дом книги" основные средства, в том числе, здание магазина (пр. Фрунзе, 102), малоценный инвентарь и книжные остатки на общую сумму 138570,64 руб., что отражено в разделительном балансе по состоянию на 01.12.1991.
Решением Малого Совета Томского областного СНД от 23.08.1993 N 167 переданы в муниципальную собственность г. Томска объекты, указанные в перечне (Приложение 1), представленном Томским городским СНД, Согласно перечню нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, значится магазин, находящийся на балансе Комитета по управлению имуществом г. Томска.
28.11.1996 внесены изменения в учредительный договор ООО "Дом книги", зарегистрированные Томской регистрационной палатой за N 12640, согласно которым учредителем общества с долей 48,7 значится Комитет по управлению имуществом г. Томска, правопреемником которого является Департамент недвижимости администрации г. Томска.
Заявитель полагая, что Решение Малого Совета Томского областного СНД от 23.08.1993 N 167 не соответствует действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходили из того, что в силу статьи 14 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также имущество, приобретенное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Пунктом 6 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 444-1 предусмотрено, что до проведения разграничения имущества между различными уровнями государственной и муниципальной собственности в порядке и сроки, предусмотренные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 31 октября 1990 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", распоряжение и управление имуществом предприятий и учреждений, находящихся в подчинении РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов, районов и сел, а также иным, находящимся в их ведении имуществом, осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Пунктом 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, установлено, что перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, утверждает Совет народных депутатов города (района); не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа.
Из материалов дела видно, что до проведения разграничения имущества между различными уровнями государственной и муниципальной собственности и до создания ТОО "Дом книги" его собственниками спорного имущества являлся Исполнительный комитет Томского областного Совета народных депутатов, который 06.06.1991 принял решение N 184 о ликвидации областного объединения "Томскоблкнига" и передаче имущества ликвидируемого объединения Управлению печати и массовой информации Томского облисполкома в "непосредственное подчинение".
Управление печати и массовой информации, выступая при создании книготоргового предприятии "Дом книги" одним из его участников, обязалось передать в "хозяйственное владение основные средства на сумму 140 000 руб.
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" собственник может передать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению другому лицу.
По усмотрению собственника правами владения, пользования и распоряжения его имуществом могут быть наделены другие лица, которые осуществляют эти права в пределах, предусмотренных законом или собственником имущества.
Таким образом, суд, принимая решение, пришел к обоснованному выводу, что порядок отнесения к муниципальной собственности помещений магазина, соответствует законодательству, действовавшему на момент принятия Малым Советом Томского областного Совета народных депутатов решения N 167 от 23.08.1993 "О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Томска".
При таких обстоятельствах изложенные в кассационной жалобе доводы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и являются голословными, не содержат указания на нарушение конкретных норм материального права и конкретные фактические обстоятельства дела. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, являющегося обоснованным и законным, не имеется.
С учетом изложенного, суд кассационной коллегии считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции приняты на основании достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и с правильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 13.09.2004 и постановление от 29.12.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5287/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2005 г. N Ф04-914/2005(9059-А67-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании